Alaïa forever: почему Аззедин Алайя – главный индивидуалист моды


В 2017 году ушел из жизни Аззедин Алайя, непревзойденный мастер, доброта и щедрость которого были так же известны, как и его талант. FW-Daily вспоминает, как ему удавалось идти наперекор правилам, создавать шедевры и оставлять след в сердцах всех, кого великий кутюрье встречал на своем жизненном пути.


Из скульпторов в кутюрье

Аззедин Алайя родился и вырос в Тунисе. Его родители были фермерами, но сам Алайя с малых лет начал интересоваться искусством и модой. Этот интерес поддерживала подруга матери, француженка, – она часто высылала мальчику новые выпуски Vogue. Позже еще одна подруга семьи – акушерка, которая заботилась о матери Алайя при родах, – узнала об увлечении Аззедина рисованием. «Она дала мне брошюры с разных арт-выставок и первую в моей жизни книгу о Пикассо», – вспоминал Алайя в интервью для The Ground в 2011 году.

Алайя пошел учиться в тунисскую Школу изящных искусств, намереваясь стать скульптором. Но, разочаровавшись в своих способностях, он решает сменить направление. Однажды, гуляя по улице, Аззедин замечает объявление – владелец ателье ищет помощника, умеющего подшивать подолы юбок. Алайя попросил сестру научить его, а после устроился на работу в это ателье.

«Монахини научили мою сестру шить, и у нее была записная книга с базовыми сведениями. Это был мой первый настоящий опыт в моде, и, пока я работал в том ателье, я многому научился».

2-


Первая муза – Грета Гарбо

В 50-х Аззедин Алайя переехал  в Париж: там его талант и нарочито простой подход к кутюру полюбился нескольким влиятельным женщинам. Среди них была графиня де Блежье, Луиза де Вильморен и актриса Арлетти, а также утонченная Грета Гарбо. Для Гарбо Аззедин создал свои наиболее незамысловатые наряды – это были свободные пальто и прямые брюки. Стиль Греты Гарбо – угловатая, какая-то суровая элегантность, выраженная в однотонных комплектах, – оставался для Алайи одним из источников вдохновения и спустя многие годы.

1


Платья от Azzedine Alaïa – любимая одежда супермоделей

Ошеломительная популярность настигла одежду Дома Azzedine Alaïa (основанного в 1979-м) только в 80-х. Гипертрофированные плечи платьев, облегающих фигуру как чулок, были созвучны power dressing того времени, но спутать платье Azzedine Alaïa с каким-либо другим брендом было невозможно. Платья из джерси воплощали современную сексуальность – Алайя это знал, как знал и тонкие нюансы тейлоринга и материалов. Супермодели не могли обойти вниманием творения «короля стрейча»: Линда, Кристи, Наоми, а также Стефани Сеймур – их выходы на показе Алайи в облегающих комбинезонах и платьях с леопардовым принтом вошли в историю.

4


Наоми Кэмпбелл называла его своим Papà

Пожалуй, отношения Аззедина и Наоми были одними из самых теплых и искренних в индустрии, где дружелюбие встречается не очень часто. Они познакомились, когда Наоми было 16, в ее первый рабочий день в Париже – она оказалась одна в чужом городе, где каждый говорил на незнакомом языке. В этот день у Наоми украли все деньги: «Я не знала никого в городе и не знала, что мне теперь делать». Тогда модель Аманда Казалет, известная по роли в скандальном клипе Мадонны Justify My Love, решила помочь Наоми и познакомить ее с одним дизайнером. Им оказался Аззедин Алайя, который произвел впечатление доброго человека, готового помочь. Он действительно опекал Наоми как ребенка, настояв на том, чтобы та поселилась не в отеле, а в его большом доме, в комнате этажом выше. Кэмпбелл также стала его fitting model – моделью для примерок, по которой Алайя и создавал свои легендарные платья, держа в руках ножницы и нитку с иглой.

Алайя сопровождал Наоми, когда та пыталась устроиться в модельное агентство в Нью-Йорке: первые попытки не закончились ничем. «Помню, как Elite отказывались брать ее на работу. Тогда я назначил встречу с его владельцем и сказал: «Послушайте. Она моя дочь, и я хочу, чтобы вы взяли ее и позаботились о ней. Я не хочу, чтобы она осталась в Нью-Йорке одна», – вспоминал Алайя в одном из интервью. Наоми подтверждает: Аззедин был первым, кто поверил в нее еще до того, как она научилась дефилировать. Остальные дизайнеры любопытствовали, с какой моделью работает Алайя, и приглашали ее на свои шоу – так модель Наоми Кэмпбелл становилась все известнее.

3


Великий индивидуалист

Уникальные дизайны и щедрость души – не единственные качества, которые так выделяли Аззедина Алайю из fashion-толпы. Его помнят за индивидуализм: Алайя отрицал то расписание, по которому живет вся индустрия (весна-лето, осень-зима, а еще и две межсезонные коллекции – круизная и предосенняя). Он жил вне общепринятой системы и ставил свои изделия за ее рамки. По мнению Алайи, одежда готова к показу тогда, когда она готова к этому полностью, и избранные редакторы моды допускались на его шоу, которое проводилось несколькими днями позже парижской Недели моды. Таким образом, Алайя презентовал дизайны, когда работа над ними была полностью окончена – не в тот период, когда нужно было отправлять их в магазины. Аззедин Алайя верил, что ключевым в творческом процессе было время – возможно, единственная настоящая роскошь.

1511059813972762-azzedinealaia


Читайте также:

Аззедин Алайя возвращается с коллекцией haute couture