Путешествия и искусство как образ жизни куратора галереи Александры Погребняк


Александра Погребняк курирует выставочные проекты киевской галереи Nebo Art Gallery, совсем недавно вместе с командой представила Украину на международной арт-ярмарке в Мадриде,
а также второй год последовательно развивает проект по сотрудничеству с молодыми художниками «СПАДКОЄМЦІ».

Редакция FWD пообщалась с Александрой об особенностях профессии куратора, об учебе и жизни за границей, о книгах, фильмах и ресурсах, которые помогают в саморазвитии, и о музеях, которые необходимо посетить хотя бы раз в жизни.


7

Ты с командой недавно вернулась из Мадрида. Это большое достижение, что Nebo Art Gallery была единственной украинской галереей на Art Madrid`18. Расскажи об этой ярмарке подробнее. 

Это очень интересный опыт участия в масштабной арт-ярмарке международного уровня. В качестве выставочного пространства была использована Хрустальная галерея исторического здания дворца на площади Сибелес в самом центре Мадрида. Экспозиция разместилась в крытом геометрическим стеклянным куполом проходе между фасадами архитектурного комплекса. Эта ярмарка стала 13-й по счету – она проходит раз в год в конце февраля. 

IMG_3413_edited
В этом году участвовало порядка 50 галерей из таких стран Европы, как Испания, Италия, Португалия, Франция, Германия, Австрия, Грузия; относительно участников с других континентов – были представлены США, Бразилия, напротив нас была галерея из Кубы, в соседнем крыле – Тайвань и Китай. В такой насыщенной экспозиции особенно интересно было наблюдать, как перекликаются тенденции современных авторов из разных уголков мира.

[su_quote]Думаю, что сейчас, в эпоху Digital, обмен тенденциями и идеями перестал быть проблемой, неизменными остались лишь нюансы культурной памяти каждого региона. Эмоционально сильными часто бывают именно те работы, в которых художник использует национальные особенности, обращаясь к своим корням. Причем это всегда интересно как для самого автора, так и для зрителя.  [/su_quote]

С каким проектом участвовала ваша галерея?

Мы тоже участвовали с международным проектом. Наша галерея из Киева стала не только единственной, но и первой украинской галереей – участницей ярмарки Art Madrid. Мы представляли персональный проект Андрея Задорина – этот художник по национальности белорус, но уже больше 20 лет живет в Нидерландах. А на создание работ его вдохновил фильм «Дух улья» культового испанского режиссера Виктора Эрисе. Проект под рабочим названием «Кадр» в ближайшем будущем будет иметь продолжение, и, возможно, совсем скоро мы сможем представить серии холстов, посвященных лентам таких знаменитых режиссеров, как Трюффо, Коппола или Тарковский.

[su_slider source=»media: 299682,299683,299681,299673,299680″ limit=»46″ width=»900″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]


Об обучении за границей


У тебя была возможность пожить в другой стране и познакомиться с ее искусством?

Предысторией к моему профессиональному развитию как куратора стало обучение в Берлине, где я провела лето, изучая искусство Запада. Помимо лекций в университете мы на каждом занятии посещали новый музей. Так нас «провели» сквозь столетия достижений культуры, увидеть которые теперь удалось через призму шедевров изобразительного искусства и архитектуры: от античной скульптуры через творчество Дюрера и других мастеров западноевропейского Ренессанса, архитектуру и живопись барокко до работ Йозефа Бойса, Дэна Флавина, Сола Левитта и других художников конца ХХ века, представленных в Hamburger Bahnhof.

[su_slider source=»media: 299723,299722″ limit=»46″ width=»800″ height=»1300″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Как ты выбрала такой вид обучения? Это специальная программа?

Я училась на третьем курсе в Институте международных отношений КНУ им. Т. Шевченко, и мы с подругой в тот момент задумывались о том, чтобы продолжить обучение в другой стране, поэтому стало интересно попробовать учиться в формате летней школы. Изначально рассматривали разные программы. Помимо искусства у меня был курс по истории Берлинской стены, тоже очень интересный, с большим количеством экскурсий и выездных лекций. Также это был ценный опыт – попробовать пожить за границей, оказаться в другой среде, исследовать ее. Иногда понимала, что жители Берлина многого не знают об истории своего города и об огромном количестве музеев, галерей и арт-объектов в уличном пространстве.
Photo 024

Где найти эти курсы?

Их можно найти в интернете, например на сайте Summer Courses от Humboldt-Universität, одного из самых больших и старых университетов Берлина. И мне до сих пор приходит рассылка с программой летней и зимней школы. Искусство я изучала в Freie Universität Berlin. Его я также нашла через сайт самого университета. В Германии все очень организованно, найти нужную информацию не составляет большого труда. А у страничек и сайтов чаще всего есть английская версия.

[su_slider source=»media: 299843,299842,299841″ limit=»46″ width=»900″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Эта поездка повлияла на выбор твоей профессии?

Летний курс в Берлине стал моим знакомством с более осмысленной и профессиональной стороной искусства. Через несколько лет состоялся первый опыт работы в культурной институции в Киеве. На последнем курсе магистратуры университет предоставлял нам возможность прохождения практики в Верховной Раде или Министерстве иностранных дел, я же решила обратиться с запросом в Мыстецький арсенал к начальнику отдела маркетинга Татьяне Фокиной. Я очень благодарна ей за то, что она согласилась на такой непривычный для них вид стажировки и за мое первое погружение в среду.

[su_slider source=»media: 300360,300362,300363,300364,300365,300366″ limit=»100″ width=»1440″ height=»1180″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]


О жизни в Уганде


Следующим важным этапом для меня стала поездка в Кампалу, столицу Уганды. После защиты диплома обстоятельства сложились так, что я полетела туда с билетом в один конец.  Это было именно в то время, когда все мои однокурсники проходили собеседования в поисках работы, чаще всего в транснациональных компаниях, к чему нас на протяжении шести лет учебы готовили преподаватели нашей кафедры международного бизнеса. А я оказалась оторванной от ожидаемой последовательности событий, от своей привычной жизни и круга общения. Следующие месяцы, которые я провела практически на экваторе, в центре Африки, дали мне возможность обдумать свои карьерные ожидания и сферу интересов. Домой я возвращалась уже с четким желанием работать с современным искусством.

IMG_9676

Расскажи еще о своей жизни в Уганде.

Мы жили в доме на вершине холма, с которого открывался невероятно красивый вид на озеро Виктория. У меня было достаточно много свободного времени для чтения книг, прогулок по окрестностям, занятий спортом.

[su_slider source=»media: 299694,299692,299693″ limit=»46″ width=»900″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Так как город очень большой, в нем чередуются центральные районы с трущобами. По сути, ты в любой момент можешь выйти из центра и оказаться среди самодельных лачуг, в которых живет значительная, если не большая, часть населения. Там ты будешь непривычным «музунгу» дословно это переводится как «человек без кожи» или (в более романтической интерпретации) «белый странник», «чужестранец». В таких местах интересно наблюдать за местными детьми, которые нянчат своих братиков и сестричек, играют с самодельными игрушками из промышленных материалов и каждый раз обязательно подбегают, чтобы посмотреть, помахать рукой либо поздороваться на ломаном английском. 

[su_slider source=»media: 299710,299706,299711,299708,299709″ limit=»46″ width=»900″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

[su_quote]В эти моменты особенно остро ощущаешь, что все твои проблемы не стоят переживаний, ведь у людей нет ничего, но тем не менее им удается находить моменты счастья. [/su_quote]

Близка ли тебе их культура? 

Приехав в Уганду, мне интересно было познакомиться с культурным наследием этой страны и современными тенденциями развития искусства – особенно хотелось найти художественные галереи и посетить музеи традиционного африканского искусства. Но удалось побывать лишь в нескольких стареньких этнографических музеях и на стихийных рынках. За все время пребывания я смогла увидеть только кустарное сувенирное искусство, которое использовало в основном ассоциативные образы.

IMG_0161

Я стала задаваться вопросом о современных угандийских авторах в мировом контексте и теперь понимаю, что это скорее художники с этническими корнями из этого региона, которые живут в развитых странах, но ассоциируют себя с определенной эстетикой и рефлексируют по поводу своих истоков.

Расскажи о местных жителях. Есть ли у них отличительный аксессуар? Что-то вроде колец на шее или необыкновенного пирсинга на лице?

Меня очень впечатлили угандийские женщины средних лет. Создавалось такое ощущение, что, перейдя какой-то возрастной рубеж, женщина с гордостью начинает преподносить себя. Она уже не одевается в обычную, повседневную одежду, она носит национальный костюм Gomesi из ткани в орнамент.

[su_slider source=»media: 300350,300351″ limit=»100″ width=»1220″ height=»1500″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Из необычных особенностей – у местных практически не растут волосы, длиннее 5-10 сантиметров они не отрастают. Хотя у жителей соседних Кении или Танзании могут быть намного длиннее. Еще как раз в регионе Экваториальной Африки живут племена пигмеев со средним ростом 120-140 см.

Есть ли там магазины, кинотеатры, может, масс-маркеты?

Если продолжать об одежде, то детей я часто встречала в футболках Coca-Cola или с изображением Бэтмена. Там очень сильное влияние корпораций: все постройки вдоль дороги разрисованы айдентикой какого-либо бренда, который проспонсировал косметический ремонт и привел фасад здания в приличный вид, «украсив» его своей рекламой. Привычных европейцу брендовых магазинов там нет. Не так просто купить и национальные костюмы. Встречаются магазины исламской моды, хотя на улицах я практически не видела девушек в хиджабе.

[su_slider source=»media: 299721,299718,299719,299720″ limit=»46″ width=»1200″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Мы часто ездили в один очень хороший по угандийским меркам торговый центр, где ходили в кинотеатр на разные фильмы, часто в 3D. Несколько раз мы были единственными посетителями в достаточно большом зале. В этом же центре я нашла замечательный книжный магазин.

IMG_1268

[su_slider source=»media: 299715,299716″ limit=»46″ width=»1200″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Это очень интересно! А какую литературу ты могла бы посоветовать?

Сейчас я чаще читаю профессиональную литературу. Значительная часть книг – от издательства Garage: «Культура кураторства, кураторство культуры», «Внутри белого куба», «Радикальная музеология», «Разговоры с Пикассо» Брассая и дневники других художников, такие как «Попизм» и «Я стану твоим зеркалом» Уорхола или «Дневник одного гения» Дали. Из последних приобретений – «Фотографическое» (о влиянии фотографии на современное искусство) и «Турист», в котором рассматривают туризм как феномен, а путешественника – как новый тип человека эпохи постмодерна. Поскольку специализация моего образования – бизнес, у меня неплохая коллекция книг по маркетингу: от основ вроде «Огилви о рекламе» до книг по брендингу и визуальным идеям.

[su_slider source=»media: 300367,300368,300370,300369,300371,300372″ limit=»100″ width=»1600″ height=»1180″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Тем не менее чтение художественной литературы – также очень важная часть моей профессии. Одни из моих самых любимых произведений – «Вино из одуванчиков», о самых приятных моментах от первого до последнего мгновения лета, и «Убить пересмешника» с добрым и справедливым образом отца, в котором я так сильно узнаю своего. Перед поездкой в Уганду читала «Автостопом по Вьетнаму» и несколько других книг о путешествиях, основанных на реальном опыте автора: «Вкус листьев коки», «Год в Касабланке» – они мне очень помогли морально подготовиться к условиям быта, с которыми я столкнулась. Пока была в Африке, прочитала «Странник по звездам» Джека Лондона и «Пляж» Алекса Гарланда, и обе книги меня очень впечатлили. Понравились «Послемрак» и «Норвежский лес», которые я читала на первых курсах университета. Люблю серию научно-фантастических романов из «Трилогии в пяти частях» Дугласа Адамса. А из своих поездок часто привожу книги, найденные на блошиных рынках, либо альбомы современных художников из книжных магазинов при галереях и музеях.


О карьере куратора


Что было после Уганды?

Эти полгода от получения диплома магистра до начала осознанного поиска работы я максимально посвятила саморазвитию и определению целей. Возможно, поэтому в течение всего нескольких дней после моего отклика на вакансию галереи «Лавра» я вышла на работу в этой институции.

11 (1)

На первой работе ты была уже в роли куратора?

Нет, это была позиция под общим названием «ассистент галереи». Частично я занималась SMM, работала с произведениями искусства из фонда, общалась с художниками.

Какой путь был дальше после этой работы, что привело тебя именно к кураторству?

После этого в «Щербенко Арт Центре» я работала координатором проектов. Эта должность была ближе к моей профессии сейчас. С куратором и художником мы обсуждали все моменты подготовки выставки. Я писала пресс-релизы, брала комментарии у художников, записывала и готовила к публикации интервью. Выбирала информацию для популяризации проектов галереи. Продвигала события в соцсетях. Работала с дизайнером по подготовке полиграфической продукции, разработке дизайна афиш.

[su_slider source=»media: 299850,299851″ limit=»46″ width=»800″ height=»1200″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Как бы ты объяснила человеку, который ранее не сталкивался с таким названием, кто такой куратор выставки, что входит в его обязанности, на кого нужно учиться?

Куратор занимается формированием процесса художественного восприятия и следит за каждым этапом осуществления проекта. Кураторство предполагает личные отношения с художником. Именно в этом взаимодействии удается сформулировать концепцию выставки, выстроить необходимый нарратив. Следующим этапом становится уже воплощение проекта: отбор работ, визуализация экспозиции, написание текстов, организация открытия. Важная часть – подготовка публикаций и сопутствующих материалов о проекте. Сейчас как куратор институции Nebo Art Gallery я также отвечаю за последовательность графика выставочных проектов. Для этого часто привлекаю новых художников к сотрудничеству с галереей. Моя работа основывается на постоянном диалоге с художниками и аудиторией. Что касается обучения, в нашей стране редко можно встретить человека с профильным образованием, но это всегда специалисты с высшим, чаще всего гуманитарным образованием. Важно использовать особенности и сильные стороны своей специальности в качестве преимущества при работе.

IMG_4801

[su_quote]Молодые художники сейчас уходят от глобального к частному, они рефлексируют о собственной принадлежности, о среде, в которой живут, о романтике будней. Они больше не тратят годы на создание одного шедевра, а стремятся к более быстрым формам реализации идей и задумок. [/su_quote]

Как ты думаешь, вот на примере вашей галереи, стараетесь ли вы сформировать у зрителей новое видение или какое-то осознание и переосмысление современного искусства?

При выборе и подготовке нового проекта я в первую очередь основываюсь на своем интересе к поднятой художником теме или присущей ему эстетике. С каждой следующей выставкой стараюсь хотя бы немного выйти за привычные рамки, мне не хотелось бы делать два похожих проекта. Я чувствую необходимость пробовать что-то новое, что, в свою очередь, позволяет постоянно расширять аудиторию галереи. Всегда очень интересно работать с молодыми художниками. Они много экспериментируют в поисках собственного стиля, пробуют себя в работе с техниками на пересечении разных медиа, работают с пространством, собственным телом и голосом. Молодые художники сейчас уходят от глобального к частному, они рефлексируют о собственной принадлежности, о среде, в которой живут, о романтике будней. Они больше не тратят годы на создание одного шедевра, а стремятся к более быстрым формам реализации идей и задумок. В своих работах стараются уловить момент и без сожаления отбрасывают то, что не подошло. Из непреодолимого желания быть причастными к формированию нового поколения украинских художников, мы два года назад запустили проект «СПАДКОЄМЦІ», на счету которого уже две групповых выставки, сотрудничество с рядом молодых художников-графиков, а к публикации готовится несколько созданных в коллаборации с нашим Nebo BookLab Publishing арт-изданий.

[su_slider source=»media: 300399,300400,300401,300541″ limit=»100″ width=»1600″ height=»1240″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Для тебя искусство – это автономная единица или отрасль, которая может граничить с другими отраслями?

Всегда очень интересно искать точки взаимодействия искусства с кинематографом, литературой, музыкой, театром, модой, предметным дизайном, даже рекламой. В некоторых кинорежиссерах скорее узнаешь художников, таким было мое первое ощущение от творчества Дэвида Линча или Сергея Параджанова. Совсем недавно моя близкая подруга — режиссер посоветовала мне «Цвет граната», где с помощью художественных образов визуального ряда Параджанову удается практически без слов передать те ощущения, которые человек испытывает при чтении поэзии. Последнее время часто отдаю предпочтение фильмам французской «новой волны», таких режиссеров, как Годар или Трюффо. пару недель назад смотрела «400 ударов», а недавно открыла для себя режиссера-документалиста Криса Маркера и его невероятные фильм-фотороман «Взлетная полоса» и фильм-эссе «Без солнца». Долго можно рассматривать и вглядываться в мельчайшие фрагменты фильма «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, надеясь найти ответы, как это пытается сделать главный герой. О поэтике молодости и свободы – картины «Ускользающая красота» и «Мечтатели» итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи. А фильмы Джима Джармуша каждый раз завораживают своей неспешной обыденностью. Еще могу посоветовать полный иронии и наслоения смыслов псевдодокументальный фильм «Гипотеза похищенной картины».

[su_slider source=»media: 300374,300375,300376,300377,300379,300373,300378,300380,300381,300382″ limit=»100″ width=»1600″ height=»1020″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Есть ли какие-то приложения об искусстве, ресурсы?

Из приложений, которыми действительно пользуюсь, – это Artsy. Много интересного и неожиданного можно увидеть в Art & Culture от Google. Очень хорошее приложение The Talks – читаю для вдохновения при подготовке материалов со своими художниками, там можно найти отличные интервью с известными личностями из мира искусства, кино, музыки и других отраслей. Многим советую курс лекций о художниках ХХ–ХХI века от Ирины Кулик для Музея современного искусства Garage, которые можно посмотреть в YouTube, на их канале также есть ряд интересных выступлений приглашенных гостей на актуальные темы о современном искусстве, не так давно я слушала лекцию руководителя программы «Искусство и бизнес» Института Sotheby’s о глобальных тенденциях в работе аукционных рынков. Я стараюсь использовать практически любую возможность, чтобы смотреть эти ролики, несколько месяцев назад досмотрела все выпуски документального цикла «Контрольные отпечатки», посвященного истории фотографии, и курс по архитектуре на Arzamas. Из видеолекториев, посвященных истории украинского искусства, литературы, кинематографа, очень советую WiseCow. Также на канале «Изоляция» можно найти много интересных записей дискуссий, лекций, выступлений участников арт-среды. Недавно запустили украинский образовательный портал Sense с материалами по философии, литературе и искусству, которые планирую в ближайшее время посмотреть.

Sasha-101

Как ты думаешь, какая главная особенность профессии куратора?

Это работа, с которой ты не можешь уйти домой. И все, что ты делаешь, все люди, с которыми встречаешься, все мероприятия, которые ты посещаешь, фильмы, которые смотришь, книги или статьи, которые читаешь, все это потом становится предметом твоих будущих размышлений, переосмыслений, своеобразным триггером дальнейших исследований посредством художественных проектов. Кураторство – это сфера общения, друзья, которые, скорее всего, каким-либо образом связаны с креативными сферами, и каждый привносит в твою жизнь интересные темы и новые мысли. В какой-то момент ты понимаешь, насколько интересными людьми ты окружен – это художники, фотографы, режиссеры, рекламщики, каллиграфы, иллюстраторы, музыканты, журналисты, редакторы, список можно долго продолжать.

[su_slider source=»media: 299838,299839″ limit=»46″ width=»900″ height=»700″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Ты еще говорила о том, что куратор начинает видеть выставку иначе каждый раз, когда показывает ее другому человеку.

Да. И проекты в других институциях воспринимаешь иначе, первым делом обращаешь внимание на рабочие моменты: особенности монтажа, работу с пространством, экспликации – и только после этого уже знакомишься с самим содержанием. По поводу моих выставок – для зрителя открытие становится первой возможностью сложить впечатление о проекте. К этому моменту ты уже живешь с этими работами и смыслами несколько месяцев. Действительно, мне трудно дистанцироваться и посмотреть на экспозицию со стороны. Поэтому я очень ценю, когда на выставку приходят мои друзья, в разговоре с которыми пытаюсь уловить их ощущения – этот отклик часто становится моим «первым впечатлением».

Здорово. А как ты думаешь, можно ли с полученными в Украине знаниями и опытом двигаться дальше, пытаться пробиться за рубеж, куда-то в галереи, музеи?

Многие ставят себе подобные цели. Для художника или куратора сегодня не составит большого труда стать участником международной программы, получить стипендию либо отправиться в резиденцию. Хотя мне кажется, что у нас настолько динамично все развивается, что мне хочется сейчас быть именно в этой стране и именно в это время.

Как ты думаешь, такая работа – это конкурентная среда?

Не думаю, коллеги в нашей сфере скорее «соучастники». Никто лучше не поймет всю радость и боль специфики этой профессии, чем другой культурный менеджер. Каждый из нас ради этой работы чем-то пожертвовал (пониманием со стороны семьи, фиксированным рабочим графиком, удобным офисным столом, материальной стабильностью) в пользу другого вида удовлетворения – самореализации, постоянного обмена идеями, приятного и вдохновляющего круга общения.

Sasha-49

Сейчас становится очень популярным интересоваться искусством, все больше людей ходит на выставки. Как ты думаешь, все ли люди понимают искусство?

Я искренне верю, что главное проявить интерес, прийти на выставку. Смотреть и пытаться увидеть, почувствовать, дополнить сложившееся представление кураторским текстом, а если не понимаешь, задать вопрос, и тебе с удовольствием ответят. И даже если какая-то работа не понравилась или удивила, это все равно реакция, отклик. Чем больше человек будет узнавать, тем скорее это будет складываться у него в какую-то картину, представление, и, возможно, в какой-то момент он встретит именно ту работу именно того художника, которая «включит» его. С этого момента начнется уже осмысленное восприятие произведений искусства.

Существует предубеждение, что искусство – это сложно. Ты с этим согласна?

Искусство – это не так просто, как кажется. Знакомство с произведением искусства требует от зрителя много времени: во-первых, чтобы прийти и посмотреть на него, а во-вторых, чтобы его прочувствовать, осмыслить, задаться вопросом предыстории его создания, творческого и жизненного пути художника, исторических и культурных обстоятельств.


О музеях, которые стоит посетить


Как ты думаешь, как отличить хорошую работу от «не очень», как определить, что вот именно эта картина понравится другим?

Это скорее вопрос опыта. Существует мнение, которое мне кажется очень удачным, о том, что нужно увидеть три миллиона работ, чтобы начать различать, какие из них хорошие, а какие плохие. Поэтому так важно регулярное посещение музеев, галерей, выставок, биеннале и ярмарок как в нашей стране, так и за границей. Из всемирно известных музеев особенно вдохновляют нью-йоркские Метрополитен и МоМА; парижские Лувр, Орсе, Центр Жоржа Помпиду; Тейт-Британия, Тейт-Модерн и Национальная галерея в Лондоне; Музей Прадо в Мадриде, в котором мы побывали в очередной раз во время этой поездки.

IMG_3951

[su_quote]Ты находишься в постоянном процессе знакомства с шедеврами культуры и с работами всемирно известных современных художников. И в какой-то момент уже включается внутреннее ощущение, которое подсказывает значимость работы. [/su_quote]

Расскажи о любимом музее.

Мой самый-самый любимый – Метрополитен. Я часто бываю в США, там уже много лет живет мой крестный отец. И если я покупаю билет до Нью-Йорка, я понимаю, что других расходов у меня практически не будет.

1

В Метрополитен вход по принципу pay as you wish, поэтому каждый день своего пребывания я обязательно захожу в этот музей: иногда на полдня или на несколько часов, а иногда на 30-40 минут. Сейчас у меня уже нет ощущения потребности обойти все залы и заглянуть в каждый уголок – я уже в каждом побывала. Мне важно почувствовать, какую экспозицию хочется посетить именно в этот момент. В один день могу пройти импрессионистов, а потом модернистов, в другой – посетить, например, восточное искусство, залы, где умиротворенное настроение создают гигантские каменные статуи Будды.

[su_slider source=»media: 300386,300385,300389,300391,300390″ limit=»100″ width=»1600″ height=»1420″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Иногда хочется зайти в американское крыло, где я однажды обнаружила красивейшие витражи Луиса Тиффани – американского художника, сына основателя всемирно известного ювелирного бренда. Или же спуститься в Институт костюма Анны Винтур, известный своим ежегодным масштабным событием Met Gala. Во время моей последней поездки в Метрополитене открылась временная экспозиция работ Дэвида Хокни от насыщенных холстов до рисунков на iPad.

[su_slider source=»media: 300388,300393,300392,300394″ limit=»100″ width=»1600″ height=»1140″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

Если рассматривать другие американские музеи, особенно понравился Художественный музей Филадельфии с отличной коллекцией работ художников ХХ века, среди которых самые знаменитые работы Марселя Дюшана. На западном побережье очень впечатлил музей The Broad, именно там я впервые попала в Infinity Mirror Room японской художницы Яёи Кусамы. Обычно необходимо около пяти-шести часов, чтобы подошла ваша очередь посетить эту пространственную инсталляцию, из которых полтора-два часа придется провести в очереди в музей, а сразу после входа необходимо внести свое имя в электронную очередь в Комнату. Коллекцию лос-анджелесского музея составили произведения современного искусства из коллекции семьи Элая и Эдит Брод. Помимо Кусамы основная экспозиция включает работы Такаши Мураками, Джеффа Кунса, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Барбары Крюгер, Дэмиэна Херста, Андреаса Гурски, Баскии, Кита Харинга. После того как мы провели полдня в залах музея, получили заветную СМС о том, что подошла наша очередь пройти в Infinity Room.

[su_slider source=»media: 300398,300397,300395,300396″ limit=»100″ width=»1540″ height=»1020″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

[su_quote]Трудно описать, насколько счастливой я была в тот момент![/su_quote]


Фото: Кристина Тынькевич


Читайте также:

«Я хочу покорить мир искусства, как он покорил меня» — поп-арт художница Дарина Микитюк
В Нью-Йорке откроется выставка работ Хельмута Ньютона