Анастасия Василишина: Архитектурное счастье

Никто из нас в действительности не воспринимает жизнь и не чувствует ее все время. Иногда главное — вовремя остановиться и все не испортить. Если вы находитесь под покровительством эвдемонизма, извечного желания создавать продукты счастья, наполнять свое нутро сильными значимыми ощущениями этого тонкого воздушного облака, вы уже волшебник. Вам даже делать ничего не надо, если вы понимаете важность быть, а не казаться. Именно сквозь тонкие руки и холодные пальцы, каждое утро, день, ночь, ежеминутно и в постоянном онлайн-режиме, благие творцы прекрасного создают объекты, которые можно трогать, включать, наполнять взглядами и хотеть ими обладать. Идеальное время, чтобы говорить о божественных созидателях счастья. Об архитекторах и дизайнерах.

pRTPZkKcRQI

Будучи склонной к стабильным внутренним переживаниям, мне удается встречать невероятных людей, которые зажигают во мне огни и освещают инфернальные цепкие мысли для сотворения чего-то поистине важного. Хочу говорить о тех, кто сильно повлиял на то, что мне предстоит сделать в достаточно скором времени. Сольмаз Фуляди и Александра Зинкевич. Когда смотришь в их глаза, хочется забывать кто они, есть только внутренние желания: впитывать и дышать. Но обо всех по порядку.

YP4OjgXuPng
Solmaz Fooladi – архитектор, дизайнер, искусный мастер и ремесленник иранского происхождения, уже более пятнадцати лет живет в Украине. Во власти ее красивых женских рук каждый день находится масса арт-объектов: световые инсталляции, архитектурные изыски и дизайнерские решения для дальнейших мест существования клиентов, которые понимают значимость ее работы и приходят за порцией вкусных линий и красивых, осмысленных, стилевых исполнений. Именно благодаря этому человеку я достаточно остро ощутила материализацию объектов и идей, которые ни в коем случае нельзя длительное время вынашивать внутри себя. Необходимо брать грифель, бумагу, чертить, делать наброски и не медля приниматься за работу. Мир не стоит на месте. Ему нужно свежее дыхание умелых ценителей изящного и воздушного.

eZkae4kUBBc

Учитывая невероятную занятость этого волшебника, мне удалось задать несколько вопросов, проникнув в арматурные замки Сольмаз Фуляди, которые высможете увидеть на предстоящей выставке в центре современного искусства М17 под названием “House In House», «дом в доме – пространство в пространстве», окунуться в атмосферу перформативных практик изменения власти над стенами, ощутить на собственных плечах принцип модульности, впитать тонкие эмоциональные вибрации художника.

Сольмаз Фуляди – кто она? В чем ее предназначение как женщины-творца?

Имя Сольмаз означает «вечная весна». Папа меня так называл, и так оно и есть по сей день. После каких-то трудностей, всегда начинается новая жизнь, движение. Это если рассматривать нечто внутреннее, характер. А по профессии… Сольмаз… она творческая, она художник.

Счастье. Эвдемонизм. То, что ты делаешь – это архитектурное формирование счастья, залитое бетоном. Его можно трогать и восторгаться им. Какими словами ты бы охарактеризовала свое счастье? Быть может, это символизм чистой воды или это то, что тебе еще предстоит сделать?!… 

Счастье… я такой человек, что могу из любого вдохновения, которое со мной происходит, получить свое удовольствие, гармонию. Это вдохновение, возникающее в процессе работы, и есть для меня счастье. Все объекты, которые я создаю —  душевные, все создано с помощью моих рук, и энергия, которую я отдаю — все от большой любви. Я постоянно в пути, в поиске. Каждый шаг, который я сделала, дает мне свое счастье, оно наполняет меня и дает возможность добиться чего-то большего, большего счастья, нежели есть сейчас. Счастье для меня – это движение.

XqW7SOAitpU

В своих работах ты делаешь акцент на текучие, неправильные, шероховатые, геометрические формы. В этом заложена демонстрация несовершенства мира?

Да, мир не идеален, это точно. Не симметричен. Конструкции, которые можно будет увидеть на открытии выставки, тоже связаны с этим. Они бесконечны. Они исходят из неба. Вся эта арматура. Ржавчина. Неровности. Они соединяются с воротами в Персиполис (Ворота Коран в древней столице Персии – Персиполис, прим. ред.).
А геометрия… с детства любила ее, в школе была сплошная математика, и в жизни я все вижу в геометрических пропорциях, перспективах, масштабах, с высотой и объемом… изначально все проектирую в голове.

Синхронизируя такие взаимозависимые области, как архитектура и мода, на чем, в первую очередь, ты делаешь акцент: на дальнейшей интерьерной эксплуатации, или все же это сплошное искусство?

Для меня, в первую очередь, важно вдохновение. Все рисуется в голове. И пальчики у меня чешутся, чтобы сделать это, и процесс создания объектов начинает происходить уже внутри и выливается наружу. Для меня это первый шаг. Я вижу свои работы, свои архитектурные объекты, и это является ключевым в создании. А то, что будет с ними потом, меня интересует гораздо меньше. Я больше творческий человек, чем бизнес-деятель. То, что увидела внутри, ощутила сердцем и то, что сделала потом — это уже для меня счастье.

«Легкая мебель из бетона» — в чем суть этого проекта?

Это очень глубокая философия. Люди всегда боятся… Говоришь «бетон» — и они сразу представляют, что он холодный, тяжелый, недоступный, нельзя его использовать. А я по-другому подхожу: почему бы и нет? Его можно сделать теплым и легким, мобильным. Иначе показать его свойства. Именно поэтому я сделала эти арт-объекты, используя то, что, на первый взгляд, кажется непригодным и недоступным для человеческого понимания.

pwtPd-va3Cs

Черный и белый. Что для тебя чистый лист?

Определенно, белый. Потому что белый – это облегчение, это мир. Черный тоже люблю, но он для меня тяжелый. В белом я вижу легкость, сплошной воздух.

Расскажи о символизме своих работ. Своих мыслей. Что является основой?

Я вкладываю то, что у меня в душе. Возвращаюсь туда, откуда я. Это Персия. И не всегда специально. Хочу-не хочу, но вот это солнце (символ студии «Solmaz Primavera») всегда со мной, на всех перформансах, на всех показах. У меня очень большая связь с ним. А солнце еще и потому… что я играла богиню солнца, Митру, на своем первом fashion-показе… и в этот раз, в театре, который будет на открытии, меня пригласили, чтобы я вышла как богиня, как женщина-воин. Солнце… это митраизм (религия, связанная с поклонением богу Митре). Оно не как бог, а как знак, который спасает от холода, от темноты, и дает жизнь. Люди его так оценили и считали, что это высшие силы. Митра охраняла всеобщий порядок, который требует соответствующего поведения человека, следования моральным нормам, праву, почитания богов. И еще огонь, конечно. У меня очень большая связь с ним. Также у меня есть символ-треугольник. Это для меня самая жесткая форма. Как в геометрии, любая форма, на которую давишь, сломается, и она все равно превращается в треугольник, который, куда бы ты не надавил, не сломается, не прогнется. А с другой стороны, треугольник — как знак вершины и знак архитектуры.

QpWrkmV-HJ8

Сольмаз, по-твоему, рамки и ограничения являются двигателем для создания более совершенного продукта, нежели когда в твоих руках все, что заблагорассудится?

Я вообще рамки в жизни не люблю. Никакие преграды меня не остановят. Все, что я задумала, все равно осуществлю. Вот даже ребята сегодня, которые пришли помогать: их пригласили, и пришло 8-10 человек. Не понимаю, откуда они взялись. Нужно было — и они появились. Все происходит, когда этого хочешь.

JccVva1cM-g

Перформативные практики. Можно ли соотнести человеческую жизнь и перформативные практики? Процесс движимых всплесков в течении всей жизни и всплесков эмоциональных, возникающих в моменты понимания и улавливания смысла перформанса?

Да, можно провести параллели между жизнью человека на земле и той историей, которую я рассказываю в своих перформансах. Основа последних не только в том, что это сугубо архитектурный дизайн: это все живое. Все, что тут будет происходить на открытии, все это непонимание, возникающее у людей, пришедших на мой перформанс, дает движение для головы. Это шоу, это история, это жизнь. Людям легче это воспринимать, когда я соединяю архитектуру и театральные постановки, чем если бы я эту инсталляцию сделала и просто открывала дверь — мол, приходите, посмотрите. Может быть, это созвучно с моим именем, это всегда жизнь!

Искусство – это возможность задавать вопросы или получать ответы?

Я больше отвечаю своими работами. Люди, которые приходят, достаточно часто спрашивают, что же я сделала, потому как это всегда что-то из ряда вон выходящее, другой мир. Тем более, эти творения всегда противоположны моей женской натуре. Вся эта грубость. Хотя, с другой стороны, это сила моя, дух мой. Я пытаюсь больше отвечать, чем задавать вопросы. Главное — делать, потому что люди все равно будут спрашивать. Каждый находит что-то свое. Например, если кто-то был не уверен, быть ему дизайнером или нет, попадая на мои шоу, видят всю эту смелость, и это их вдохновляет на создание чего-то своего; или же наоборот, является двигателем, чтобы прийти к чему-то другому.

В перформансах голос и тело творец использует в качестве краски, как художник, пишущий свои картины. Согласна с этим? Что бы ты назвала самым значимым в твоих дизайн-работах?

Все идет от внутреннего. Цвета рождаются внутри, и я их выплескиваю наружу. Нет четких границ. Самая памятная из первых моих работ – Davis Casa (студия мебели и дизайна, ул.Вдадимирская 38), большие глаза, торшер. На улице Владимирской, вечером, когда поднимаешься к Davis Casa, видны эти глаза. Меня это настолько радует! Оно меня и раньше всегда впечатляло. Особенно своей простотой. За день села, начертила это все, пришла к человеку, который ковкой занимается, и дала чертеж — и за 2-3 дня мне все сделали. Если клиент не всегда понимает мою идею, я пытаюсь дать понять, что есть что-то новое, и я могу это сделать для них, и крайне осторожно все объясняю. Некоторые меня понимают и верят в меня, дают возможность создать то, что необходимо. А кто-то очень давит, мол, мы хотим только такое и ничего лишнего. Но в таком случае я этим заниматься не буду. Потому что я не могу переступить через себя. Я аккуратно, через их идеи и желания, прихожу к тому, что вижу изначально. И даю им то, что они хотели. В этом есть мудрость создания. Созданные мною объекты объединяет гармония. Они все очень разные, не могу сделать единый стиль, каждое помещение выполнено в каком-то характерном наполнении, своенравном, и это все четко укладывается в одну целостную картину. Люди, которые ко мне обращаются, осведомлены, что у меня другой подход к работе. Они ищут именно меня. Приходят, в основном, уже те, кто знает  стилистику моей работы. Крайне редко обращаются незнакомые с моими работами.

Расскажи о терпении. Свойственно ли тебе вынашивать в голове большие трудоемкие проекты достаточно длительный срок, или ты немедля принимаешься за работу?

Терпение… если я что-то хочу, я сразу принимаюсь за работу. Я не жду. Не вынашиваю идею. В процессе она может трансформироваться, но откладывать в дальний ящик ее нельзя. Если это объемная работа, как этот проект «House in House», который занял у меня 6 месяцев работы (начала с середины июля), тогда да. Это длительный срок для создания. Но терпение… нет. Я по гороскопу овен. Иду всегда напролом, иду вперед. Есть проект, который я начну делать сразу же после нынешнего, на следующий год. Но это уже мировой уровень. Это сплошной fashion. Все это пока еще в голове. Но я его уже вижу. Рисунки вижу. Даже как ходят девушки. Но это для меня, конечно, страшно. Потому что я не могу давать себе отдохнуть. Один проект приходит за другим. Я постоянно нахожусь в движении.

Что нас ждет на открытии House in Housе?

House in House… это детская игра Lego, которую я превратила в формат архитектурного дизайна. В конструкторе можно было менять формы, двигать все эти детали постоянно, и я хочу все эти движения превратить в жизнь. Наполнить их смыслом. Сделать все это в другом масштабе, чтобы показать эту мобильность именно в галерее; что эти модульные формы можно создать, имея власть над своим стилем. Можно поменять стены, объекты — и создать новую атмосферу. Люди будут частью всего этого действа.

То, что ты делаешь, есть частью того, что необходимо?

То, что я делаю, есть частью того, что мне необходимо. Этим я живу. Это моя жизнь. Она не легкая. Иногда чувствую, что это выше, чем моя сила как женщины. Но меня это вдохновляет. И радует. Особенно, когда вижу лица людей, получающих от всего этого удовольствие. Вдохновение. Это для меня очень важно. В этом есть смысл моего существования.

-w9P9C6yCIQ

Вот так мы медленно и уверенно начинаем впускать в свою жизнь значимые вещи, наполнять их смыслом, цепляться хваткими руками за счастье, пытаться поймать его и удержать в голове, в сердце. Но никак нельзя забывать об отдаче. Счастье иметь и счастье отдавать. Как подарки. Только чуточку серьезнее, что ли. Именно сейчас мне бы хотелось заговорить о человеке, настоящей женщине, маме прекрасного сына, жене, архитекторе, художнике, и создателе аморфных субстанций, которые твердо и надолго поселились внутри меня. Она сделала гораздо больше для этого мира, чем может догадываться. О ней хочется слагать легенды и посвящать оды. Ее творения, ее слова и наполнения, как зерно в умелых руках, которое становится полем.

Александра Зинкевич.

Тонкая, изящная, с нранями, со вкусом, цветом, с расстановкой, с глазами, губами и мыслями. Она очаровывает и наполняет смыслом каждое действие. Внутри нее незримое величие и тепло необъяснимых морских гладей. Сладкие слова и сочные улыбки. Она как вишня: спелая, но властная. Как роза: манящая, но с шипами. Как боль: уколом, но в самое сердце. Как счастье: легкое и быстротечное. Как чернила: потоком и навсегда.

TJWE87H0VWY

Александра, расскажи о самых значимых архитектурных и дизайн-проектах, в которые тебе удалось вложить не только кропотливый труд и безукоризненное чувство прекрасного, но и душу, частицу сердца, толику внутреннего содержания?

Прежде всего хочу отметить, что архитектурное творчество – это работа в команде. От коллег зависит очень многое, в том числе, чувство удовлетворенности от проделанной работы и, что самое, важное – результат. Очень важно работать с профессионалами и фанатами своего дела. В моей ситуации такая команда повстречалась на заре моей архитектурной деятельности, мы работали над осуществлением крупномасштабных зданий и сооружений, которые уже успешно введены в эксплуатацию.В дальнейшем ситуация изменилась, и я попала совершенно в другой идеологический коллектив, в котором все по-другому, и, на мой взгляд, неверно расставлены приоритеты — соответственно, результат деятельности такого коллектива весьма непригляден и пуст.

Цвета. Вкладываешь ли ты смысл при использовании определенных цветовых решений, или руководствуешься исключительно внутренними порывами?

Цветовые решения в моей практике основывались на внутреннем понимании прекрасного, и, если это дизайн-проект, то на пожеланиях клиента. Ни для кого не секрет, что цвет очень сильно влияет на человека, его следует использовать для организации гармоничного пространства. В этом гораздо больше смысла, нежели может показаться на первый взгляд.

Ощущение счастья… это зыбкое мимолетное чувство или то, что можно попытаться удержать руками?

Ощущение счастья возникает от проделанной работы и от достижения желаемого результата. Хотя, в моем личном опыте, этого ощущения было очень и очень мало, поскольку конечный результат зависит не только от архитектора, но и от многих других факторов. В наастоящее время проектирование и строительство – это, прежде всего, бизнес, это капиталовложения, которые должны принести сверхприбыль, что и является главным ограничением на пути к прекрасному. Как следствие, конечный результат выходит отяжеленным всеми требованиями и условностями. Очень важно отстаивать свои идеи, а идеи формировать на основе истинных ценностей и принципов. Как говорил древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион: “Польза, прочность, красота.” Для меня лично это и есть формула счастья.

xwi5UB61ix8

Стоит ли пропускать через себя всевозможные внешние перформативные практики, пропитываться идеей создания определенной концепции художником, наполнять свое понимание его идеями? Или стоит научиться выбирать мысли, как одежду в шкафу, стараться контролировать эмоции?

Концепция всегда должна быть основой проекта, она просто необходима. Это залог дальнейшего продвижения для понимания. Архитектор должнен быть всесторонне развит, интересоваться искусством, современными технологиями, также отдавать себе отчет о несении ответственности за свои деяния. Пропускать через себя, но уметь вовремя остановиться. Оставаться верным себе. Как говорила Фаина Раневская: “Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность”. Тут тоже самое.

YjCjZfdHCMw

Стиль… что ты вкладываешь в это, на первый взгляд, всеми понятного слова, но достаточно глубокого, чтобы пытаться ограничить себя его объективными значениями? Важно ли оставаться верной каким-то рамкам и ограничениям, или есть смысл бросаться в омут с головой при выборе своей ниши?

Стиль в архитектуре, на мой взгляд – это использование современных технологий энергосбережения, эко-направление, динамические фасады, озеленение кровли и прочие технологичные вещи для здорового будущего в гармонии с собой и природой. Мне кажется, что современный стиль – это идеология, направление, понимание, нечто новое и вселяющее уверенность в правильности и надобность продуктов своего творчества, это очень важно. Нельзя создавать необдуманные вещи. Пора перейти на новый уровень понимания, думать о природе и об окружающем нас пространстве, перестать наконец клеить пенопластовый декор на здания и рассказывать, что это вечная классика.

Над чем ты сейчас работаешь? Расскажи поподробнее. Я знаю, что у тебя в голове круговорот идей и планов, но ты, как истинный творец прекрасного, предпочитаешь держать это в себе. Приподними немного завесу.

Работаю над собой.

j43xWLXHbC4

Кроме всего прочего, необходимо помнить о естественных потребностях человека, создавая новые, совершенные или полностью заполненные хаосом продукты. Движение — в несовершенстве. Сейчас очень хочется вспомнить великих творцов мира сего, которые являются звездами архитектуры, мастодонтами дизайна: Daniel Libeskind, Coop Himmelblau, Zaha Hadid, Eisenmann Peter… Их имена всегда будут на слуху. Но будущее — за истинными ценителями прекрасного, естественного, биоморфного стиля: Giuliano Mauri, Mickey Muennig. Нельзя не вспомнить про невероятного человека, которого с нами уже нет, но истинного художника до мозга костей при жизни, архитектора, автора пряничных домиков с поросшими травой крышами, в которых мне удалось побывать лично. Friedensreich Hundertwasser – австрийский творец и основоположник таких манифестов, как «Заплесневелость против рационализма в архитектуре» и «Право на третью кожу», говорит: «Человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». Мы давно забыли об истинном предназначении человека. О том, где мы живем и чем себя окружаем. По его словам, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы». Подписываюсь под его основными идеями, состоящими в том, что мир поглощен прямыми линиями, они связывают нас как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия – это не линия творчества, это линия подражания.

Если попытаться провести параллели между жизнью человека и цикличностью в природе, то все, рано или поздно, обретает новые свежие кожные покровы и поддается сомнению, сбрасыванию, как оболочки у змеи, и зарождению новых, взаимосвязывающих нитей и шероховатостей. В этом суть несовершенства, непостоянства. Но в этом и есть истинная сила и глубокое значение, дарованное нам природой. Остановитесь и подумайте. Что происходит вокруг вас?

JHYgxMys9pA

Достаточно объемный текст получается как для смыслового анализа. Стоит научиться делать выводы, закругляться, находить в себе силы для вдохновения, даже когда мир держится исключительно на твоих тонких, хрупких плечах. Время читать между строк, искать счастье не в вещах и граненых предметах, а где-то там, внутри своей души. Научиться прощать и отпускать. Бороться за правду, а не за себя. Быть благодарным. Искать гармонию в каждом дне, наполненном светом и теплом. Оставаться верным себе. Не подстраиваться. Быть сознательным для выбора. Прекратить прогибать позвоночник под тяжестью всех тех жизней, которые не проживаешь. Уметь наслаждаться как истинный Эпикур. Делить любовь и находиться под крыльями тех, кто самый прекрасный, тонкий, нежный, глубокий, талантливый, умный, с бездонными глазами и бесценными словами по утрам – это важнее, чем пытаться оставаться одиноким, холодным и сосредоточенным исключительно на себе.

Счастье быть, а не казаться. И, когда приходится сидеть на скользком подоконнике, единственное, что поддерживает уверенность, что все будет хорошо – крылья. Помните о Птицах.

u5CMvr3uFiY

Открытие креативного пространства в центре современного искусства М17 (улица Горького 102-104) и презентация проекта «House in House» состоится 18 декабря в 19:00. Вход по пригласительным.

Дальнейшая программа фестиваля с мастер-классами и лекциями от компаний-партнеров проекта для архитекторов, дизайнеров и всех, кто тяготеет с искусству, будет происходить каждый день с 19 по 22 декабря с 11:00 до 21:00 на территории галереи М17.

Приятных впечатлений!

Незалежне діджитал видання про тренди та інновації у житті кожного. Ми висвітлюємо теми моди, культури, технологій та лайфстайлу. Наші контриб’ютори – представники різних професій, які говорять з аудиторією про завжди актуальний та позачасовий прогрес. Експертиза та досвід дозволяють нам робити інформацію зрозумілою та впорядкованою для читача, а головне – прикладною.