Коллажист Алексей Кондаков о продвижении искусства, критике и секс-скандалах


Если вы задавались вопросом «Кто этот художник, который переносит героев картин на остановки, магазины и секонд-хенды?», то вы обязательно должны прочитать наше интервью с их автором – Алексеем Кондаковым. Алексей – автор серии коллажей 2reality с  героями классических картин, эти коллажи можно увидеть в переходах, на рынках, в киевских закоулках и вагонах метро Киева, Неаполя и Берлина. Как рассказывает коллажист,  работать в этом направлении он начал спонтанно, однако теперь нацелен серьезно развивать свое творчество, опробовать новые места и экспериментировать со стилями.

Мы пообщались с Алексеем и узнали, почему о нем пишут такие медиа, как BuzzFeed и CNN, как люди относятся к его коллажам, почему важно продвигать свое творчество и что он думает о симбиозе моды и искусства.


Впервые ты представил серию 2reality в 2014 году. Ты предполагал тогда, что работы станут настолько популярными?

Вообще не ожидал. Делать эти коллажи я начал для развлечения и, в общем-то, сейчас продолжаю. После первой публикации у меня в Facebook сразу посыпались заявки на переписку, интервью, репосты. К вечеру я уже обнаружил мои работы на блогах с огромной аудиторией… В общем-то, после такого неожиданного успеха  продолжать было приятнее.

Почему тебя привлекла техника коллажа, а не другой вид творчества?

Этот способ был самым удобным и доступным мне на тот момент. К тому же я и не ожидал, что будет столько внимания. Меня всегда увлекал процесс создания коллажа или редактирования фото до совершенства. Проектировался на рабочих макетах, «фотожабах» на день рождения друзей.

Важно ли обучаться художественному мастерству или можно развиваться самостоятельно?

Я за насыщенное классическое художественное образование. Мы как-то спорили с одним парнем во время проекта в Италии, и он говорил, что ему хватило нескольких месяцев курсов рисования, я же настаивал, что если учиться дольше, то у тебя появится больше возможностей выбирать, куда двинется твое творчество дальше. По сути, это как фейерверк, который взрывается низко или высоко, где высота – это уровень подготовки, и, чем ты выше, тем больше радиус разноса. Я вообще очень доволен своим 5-летним образованием.

KZO_1602

За творчеством каких художников и фотографов ты следишь?

Я не привязан к определенному художнику. Столько талантливых людей вокруг, что сложно кого-то выделить. Сейчас нет дефицита талантливых художников. Ты можешь заниматься чем угодно и как угодно, и у тебя всегда найдется аудитория. Из украинских ребят мне нравятся INTERESNI KAZKI, Артем Прут, но мне даже не хочется кого-то выделять, поэтому я стараюсь избегать этих моментов и думаю, что это справедливо. Однако многие до сих пор  не поняли  этой тенденции, что нужно популяризировать свое творчество, и ждут, пока к ним придут, забывая, что, пока ты сам не заявишь о себе, о тебе никто не узнает.

Я сам занимаюсь продвижением и страдаю от этого. (Смеется.) Чаще приходится включаться в работу после публикации в медиа. Мне начинают писать, и всем нужно ответить. Иногда бывают интересные предложения, иногда люди хотят просто подружиться, и это все нужно фильтровать. Я как-то просмотрел профили всех заявленных друзей в Facebook – а это 1000 человек. Может, это снобизм какой-то, но стараюсь уделять подобным вещам время. Для меня коллажи – хобби, которое требует все больше и больше времени и ресурсов. Сейчас у меня как все происходит: сначала я должен сделать основную работу, решить офисные задачи, ответить на письма, а потом думать, что нужно кому писать. Но мне кажется, я не один такой.

001

Какой самый странный отзыв ты слышал о своей работе 2reality?

Даже не знаю. Я вообще за здоровую критику и объективную оценку. У нас существует проблема в постсоветском пространстве: люди не всегда могут написать что-то хорошее, чаще плохое. Негативную критику я часто читал в «ВКонтакте», ведь там публика намного младше. Тем, кому около 25 лет, обязательно найдется что сказать и чем поделиться, а с помощью Интернета это очень легко сделать. Один раз прочитал критику от искусствоведа. Как я понял, его сын «репостнул» себе на страницу пост с моими работами. И вот этот критик прокомментировал что-то типа «Вот еще одно несерьезное искусство». Но я и не претендую, я серьезно и не относился.

Однако был случай, когда французский сайт Télérama опубликовал статью о разном баловстве в искусстве, куда включили и меня. Было приятно стоять в одном списке с известными художниками.

В основном не обращаю внимания на комментарии, мне абсолютно все равно. Раньше я мог вступить в любой конфликт: ссорился в маршрутках, с преподавателями, а потом решил, что нужно себя беречь. Кому это надо? Но мне не пишут гадости. Как-то я выставил коллаж с картиной, на которой, хотя это еще не доказано, был изображен Иисус. Считается, что это мог быть автопортрет да Винчи, но пару человек написали, что плохо, что я это сделал. Я на самом деле с уважением отношусь к любым религиям, но сатира должна присутствовать везде. Даже самое серьезное кино – если оно без юмора, его сложно воспринимать. Юмор важен везде. Простой пример – свидание. Вам, девушкам, наверняка не понравится парень, если у него нет чувства юмора.

Назови самую особенную для тебя работу из серии.

Первую считаю самой знаковой для себя, даже первые три. Еще с Девой Марией и ангелами в метро, и еще когда компания забегает в трамвай. Также люблю коллаж женщины с черешнями и коллаж из Палермо, где я поместил героев картин на балкон. Зачастую мне нравится один коллаж, а аудитории – совершенно другой. Эти работы мне нравятся чисто визуально, больших историй о них нет. Они для меня имеют накопительный эффект. Бывает, стоит постараться, чтобы сделать кадр, куда-то поехать, раньше встать. Например, чтобы сделать фотографию в вагоне метро, мне обязательно нужно выйти на конечной станции. Раз ехал на троллейбусе весь маршрут, чтобы сфотографировать салон без людей – я ведь не могу их выгонять. Приходится переснимать. Как-то ждал троллейбус определенного цвета, старый, единственный в своем роде.

[su_slider source=»media: 289286,289285″ width=»780″ height=»1060″ title=»no» pages=»no» autoplay=»3000″]

012

Сколько времени ты тратишь на одну работу?  

Может получиться за 5 часов. Сначала я подбираю произведение, а потом ищу локацию. Но сложно так подсчитать, для меня это не мучительный процесс, я  отдыхаю, когда этим занимаюсь, и не считаю часы. Даже куда-то поехать, постоять, подождать – мне нравится. Иногда делаю спонтанные снимки, и они подходят. Если случается так, что люди попадают в кадр, я не переделываю снимки, как делает большинство, считаю, что такие фото можно перевести в категорию «фотожабы». Было дело, я сделал снимок и  нога прохожего оказалась на фото, но я не стал ее убирать: решил, что этот элемент добавил больше жизненности работе.

13680363_1146042278752103_1148098691245557242_o

Считаешь ли ты свои работы искусством?

Изначально я так их не позиционировал. Нам в училище сразу сказали: «Есть дизайнер, и есть художник». Дизайнер занимается плакатами, логотипами, а художник творчеством. Нас вот так сразу разделили, и я решил, что буду заниматься дизайном.

Мне даже раз писала группа, которая «промоутит» дизайнеров, которые стали художниками. Сейчас легко кочевать туда и обратно. Художники тоже рисуют рекламу, и у них это профессионально получается, но, с другой стороны, я понимаю, что достиг бы большего, если бы сразу занялся творчеством. Сейчас я из дизайнера плавно перекочевал в категорию media-artist. Мне нравится, что слово artist – универсальное, в него входят разные понятия: это человек, который занимается дизайнером, шоу-бизнесом и любым творчеством. Я бы сейчас не делил дизайнера и художника, не хочется себя ограничивать, но думаю, что художником быть ответственнее.

Тебе не предлагали делать принты для одежды?

Хочется сделать для кого-то именитого, потому что писали те люди, которые не горят своим делом, и это сразу отбивает желание. А вот когда чувствуется огонь, то сразу появляется желание. Мне предлагали, но я никогда не шел к тому, чтобы продавать свое творчество, это мое сокровенное. Также проблема в том, что изображения на одежде тяжелее «считываются», – вероятно, для лучшего восприятия нужно сделать что-то новое, но вот свяжется ли бренд с чем-то незнакомым для него – это вопрос.  Если предлагать, то нечто остроумное.

KZO_1496

Делаешь ли ты коллажи на заказ или это просто хобби?

Бывает, просят сделать иллюстрации на заказ, часто это сложный процесс и заказчики по ходу «сливаются», ведь в моих работах должен быть сюжет, подбор изображений, специальный антураж. Если это публикация, то могут нарушаться авторские права. Нарушаю ли я их? Не знаю. Но чаще использую картины, которые уже стали достоянием общественности. Работать с рекламой еще сложнее, все упирается в рамки: «Давай ты возьмешь фото с этих стоков, музейных архивов», – говорят мне, но мне там может ничего не подойти, и это становится проблемой. Они не улавливают тех принципов в работе, которые делают мои коллажи уникальными. Поэтому легче заниматься этим для себя. Хочу вскоре сделать проект с коллажами в Штатах – обожаю такие яркие места! Вот почему меня всегда манили Киев и Италия. И если в Киеве я уже сделал серию, то мне было интересно создать что-то подобное и в Италии. Меня пригласил в Неаполь парень, который работал ночным портье в клубе. Он никогда не занимался творчеством, но у него была мечта сделать проект о своем городе. Он сам накопил денег, пригласил меня и устроил выставку. Мне понравился город с первого взгляда, я увидел, насколько он яркий и контрастный, увидел те места, которые буду использовать в своих коллажах. И хотя сначала я боялся выходить за границы Киева – ведь серия изначально была «про Киев», – побывав в Неаполе, теперь хочу экспериментировать дальше.

Но Неаполь все-таки с твоими работами созвучен?

Несмотря на то что Неаполь старый, затертый, его здания зарисованы граффити и везде валяется мусор, а жили мы в очень криминальном районе, мне все безумно понравилось! Сцены на улице очень напоминали старый фильм об Италии «Операция Святой Януарий». Прохожие также перекрикиваются в узких улочках, а на улицах продают нелегальные товары. Как и в фильме, молодые парни продают неаполитанский воздух – это очень эффектно и атмосферно. Поэтому я хотел передать характер города. Корзинки с бельем, которые они спускают по воде, цыгане, которые ходят по поездам и поют… Надеюсь, в Штатах будет не менее круто.

Как думаешь, почему твои работы настолько увлекли людей?

Кому больше понятно ваше творчество – миллениалам или людям постарше, может, тем, кто ценит классическое искусство? Мне кажется, что оно понятно всем. Нас как плакатистов учили так: « У тебя есть 3 секунды, чтобы донести мысль на плакате, и если ты не справился, то можешь начинать переделывать».  Этим принципом я руководствуюсь в своих работах. Я не ожидал, что это будет настолько близко людям. Я сам люблю все эти  рынки, «гендели», шашлычные в закутках, общественный транспорт, электрички (не переполненные, конечно), трамваи. Например, на Подоле мне нравится 18-й трамвай, именно с него началось мое знакомство с Киевом.

003

Но ты не просишь за это деньги?

Чаще нет, но если это большие публикации, тогда договариваемся. Мои изображения в свободном доступе, меня могут и не спрашивать. Хотя я считаю знаком вежливости спросить разрешения использовать мои работы, если они пойдут на коммерческий проект. А если это просто для рассылки (или, например, у меня часто спрашивают разрешения поставить мою работу на cover в Facebook), то ни в чем себе не отказывайте. Не буду же я за всеми гоняться.

Как думаешь, почему античные герои так похожи на современных людей?

На одном из коллажей античные герои напоминают сидящих на лавке людей, устроивших такое себе «таинство бухания на лавке». Этого в моей жизни все меньше и меньше. Сейчас мне нравится показывать контраст, герои картин чаще обнаженные, чем в характерных для того времени одеждах, и от этого ситуация становится  еще интересней.

Считаешь ли ты коммерческое искусство искусством?

Конечно, а почему нет? Именно с серией 2reality у меня с правилами не складывается, куча переменных, которые не получается согласовать с заказчиком. Но раньше, вспомните, писали ведь картины на заказ, росписи на стенах. Важный момент – дать понять, что к тебе обратились как к специалисту, поэтому должны считаться с твоим характером. Работа дизайнера – ремесленный труд. Делать коллажи – много ума не надо, скорее должно быть чувство прекрасного. Кроме того, существует хорошая возможность для экстравагантного дизайна быть востребованным. Я смотрю, что сейчас на коммерческой основе используют шрифты, которые раньше были недопустимы, и ты не мог это продать. Главное – делать, всегда найдется тот, кто тебя заметит. Не нужно сомневаться, важно делать и транслировать свои работы. Я за работу за деньги и проявление себя в разных направлениях.

21740242_1560073514015642_7228187591724857427_n

Современному художнику стоит следовать трендам или брать идеи из головы?

Что хочешь, то и делай. Тренды нужно брать в расчет, ведь бывает, что смотришь в одну сторону, и вдруг тебя увлекает чья-то идея, и ты загораешься и привносишь ее в свои работы. Все циклично, и вещи, которыми ты занимаешься, могут быть отстойными, а через какое-то время это входит в тенденцию.  Сейчас время потребления контента, и люди не копают слишком глубоко. Знаю, что стоит следовать трендам в коммуникациях. Когда я начал публиковать свои работы, я сразу завел Instagram. Если есть возможность делать совершенно дурацкие вещи – делайте! Примером в модной индустрии могут быть марки Vetements, Balenciaga, Off-White, Гоша Рубчинский,  которые создают невероятные вещи. Можно подумать: зачем? А на самом деле в этом что-то есть: дерзость, уверенность, стеб, особенно маркет Vetements с магнитами и это хорошо.

Ты следишь за модными брендами?

Да. Я увлекся ими по работе, слежу за трендами. Мне нравится Vape, Supreme, в особенности их история. Я был в восторге, когда вышла коллаборация Louis Vuitton X Supreme. Мне она сама по себе безразлична, но вот само явление очень знаковое, когда модный дом luxury-сегмента «подвязывается» с уличным брендом. Это стало переломным моментом.

007

Твои работы можно сравнить с трендом на сочетание старого с новым.

Да, это сейчас на пике.

Ты как-то сказал, что на создание коллажей повлияли блоги в Интернете. Что ты думаешь о  влиянии социальных сетей и Интернета на современное творчество?

Хорошо, особенно с точки зрения медийности. Например, когда реагируешь на события в мире. Признаюсь, большинство мне совсем неинтересны, иногда нахожу их абсурдными. Прошу прощения, но вот секс-скандалы… Странно, когда кого-то домогаются, а спустя годы они идут не в полицию, а в газеты. Зачем? Есть вещи, с которыми стоит разобраться, но я не уверен, что очень испортилась жизнь тех, кто пострадал. Ведь столько времени они жили как ни в чем не бывало.

А еще скандал с H&M. Я думаю, что он сильно раздут, может, даже заказная штука. Много всего происходит в мире, и на этой волне можно как «подняться», так и просесть. Если ты реагируешь на подобное, то это может сыграть на руку твоей популярности, но в таком случае твое творчество должно быть универсальным. Ведь зачастую хайповые темы не вписываются в то, чем ты занимаешься. В общем, Интернет влияет положительно, но немного развращает. С появлением доступного контента возникают проблемы с критическим мышлением. Тебе не приходится читать, у тебя готовая картинка в виде видео.

016

Проект 2reality получит какое-то развитие? Возможно, появятся герои не античных времен?

Нет, потому что теряется контраст. У меня были герои в одеждах, которые ближе к нашему времени, но чаще они не смотрятся чужеродно. Мне все-таки важен этот момент, я стараюсь эту чужеродность сделать понятной. Мне как-то предлагали локации в виде развалин в Италии, но я не согласился, ведь не будет контраста. Поэтому буду продолжать работать в выбранном направлении, но пробовать что-то новое. Совмещать старое с новым. Раньше в школе увлекался миксом музыки, делал мешапы, поэтому понимаю, что работать с готовым материалом проще, ты переосмысливаешь его.

Какие у тебя планы на будущее, есть ли у тебя проект мечты?

Хочу снять клип, неважно какой. Я снимать не умею, но хочу режиссировать. Мне нравится сам процесс формирования ролика, работа с командой, съемочной группой, художниками, аниматорами. Знаю режиссеров, которые снимают с помощью бытовых приборов, и понимаю, что сейчас ты не ограничен в возможностях. Думаю, что важно иметь хорошую идею и желание заявить о себе. Идей ведь много, а действительно качественного мало. Мне кажется, я бы мог достичь успеха.

009


Фото: Катя Золотухина


Читайте также:

Дарья Шаповалова о жизни и учебе в Сан-Франциско