Интервью

«Какое же это счастье – двигаться и в красоте движения жить». Хореограф Ольга Соколова

Дарья Шаповалова
Untitled-1

Танец – колоссальный труд. Об этом скажет каждый профессионал. Оставаться в форме и заниматься еще чем-то помимо танцев кажется невозможным. Однако героиня нашего интервью Ольга Соколова основала собственную школу contemporary в Лос-Анджелесе, совмещая свое призвание с путешествиями в экзотические страны и увлечением культурой древних цивилизаций. «Что помогает человеческому мозгу долго и продуктивно функционировать? Постоянная тренировка. Например, танцор должен запоминать километры хореографии каждый день», – рассказывает хореограф. Дарья Шаповалова поговорила с Ольгой Соколовой в рамках проекта #InstaLiveInterview


Оля, привет! Расскажи, где ты сейчас?    

Доброе утро, Калифорния! Я нахожусь в Лос-Анджелесе, в Sherman Oaks. Это мой любимый район здесь – он очень спокойный, цветущий и солнечный.

Здорово! А я сейчас в Сан-Франциско. Пока ребенок на горке, я могу взять у тебя интервью. (Улыбается.) Оля, мы с тобой совсем недавно познакомились и совсем бегло поговорили о твоей карьере. Расскажи, как ты начала? Как пришла к тому, чтобы стать хореографом?

К танцам я пришла через спорт. Когда мне было четыре года, мама отвела меня в секцию художественной гимнастики. И уже в возрасте 12 лет я выступала по программе кандидатов в мастера спорта. Потом я попала в студию современного эстрадного танца, а также в балетную студию цирковой школы. С этого и началось мое увлечение современными танцами. Будучи уже растянутой, физически готовой к любым упражнениям, я была способна легко влиться в танец. И скажем так, танец своей креативностью «перетянул» меня на свою сторону. Я очень любила художественную гимнастику и люблю ее по сей день. Это моя первая любовь, она дала мне стержень, силу, приучила к дисциплине, это очень грациозный вид спорта, который я бы посоветовала многим девочкам. Но танец взял свое, и с 16 лет я безудержно танцую.

olgadances_32156782_241639266397763_5652352814676967424_n

Вот это да! И сейчас это contemporary?     

Да, мое главное направление – contemporary, а также современный танец, его импровизация, хореография. И еще классический танец как часть технической подготовки. Я совместила несколько направлений танцевальной техники для того, чтобы найти золотую середину – то, что лучше всего работает для этого танцевального жанра.

Почему именно contemporary? Расскажи чуть больше об этом направлении, я думаю, не все о нем знают.

Сontemporary построен на балете, но выходит далеко за его рамки. В contemporary ценится балетная линия, грация, и хотя есть разные стили и направления этого танца, однако само по себе это направление ничем не ограничено. Хореография contemporary строится на импровизации. Лично для меня главным аспектом этого танца является воображение – то, как ты видишь движение. А уже потом – как ты посылаешь эти сигналы в тело, как ты интерпретируешь эту креативность через свою техническую подготовку. Это уже и есть хореография.

Безымянный

Я знаю, что у тебя есть школа, которую ты открыла больше года назад. Расскажи, кто в ней занимается, как проходят занятия.

Моя школа больше похожа на креативно-танцевальный проект с технической подготовкой. Ко мне приходят люди разного возраста, я работаю и с профессионалами, и с талантливыми подростками, которые хотят связать свою жизнь с танцем. Прежде чем я набрала эту группу, я провела кастинг. Мне нужны были таланты с абсолютным посвящением себя танцу – те, кто видят его своей карьерой, своей жизнью. Необязательно это дети с идеальными линиями, но это дети с огромным потенциалом. Дети, ментально готовые работать в этом направлении, потому что здесь очень важны такие качества, как открытость ума, воображения, легкость. Вот в такой каше, скажем так, мы и варимся.

Мы с тобой познакомились на мероприятии Cartier. Расскажи, как ты сотрудничала с этим Домом.

С ювелирным Домом Cartier я сотрудничала в Москве, получив приглашение на постановку современного балета для Cartier в Доме союзов. Это был очень необычный проект, в котором участвовали талантливые танцоры. Для многих из них направление contemporary было новым, поэтому мы работали не только над хореографией, но и над тем, чтобы пробудить в танцорах вот этот дух современного танца. Моя школа своими корнями уходит в Европу, и я придерживаюсь немецкого модерна. Я использовала это в постановке, посвященной 150-летию Cartier. Именно в московской постановке бэкграундом стала история бренда Cartier в России. В ней были задействованы такие исторические персонажи, как династия Романовых, имеющая непосредственную связь с Cartier в прошлом.

olgadances_29714517_1737261226330690_5517299621048614912_n

Потрясающий опыт. Но я хочу также поговорить о твоей карьере. Знаю, что ты училась у великой немецкой танцовщицы Пины Бауш. Каким образом вы встретились? Расскажи об этой легенде ХХ века.

Да. Это действительно человек, который определил направление contemporary в мировой истории танца, один из самых ярких хореографов. С Пиной мы познакомились в 2007 году, и уже в 2008-м я занималась на интенсивных курсах в Дюссельдорфе в Германии. А увидела Пина меня на фестивале хореографии, который проводится и в Германии, и в Швейцарии, и в Австрии. На тот момент я проходила обучение в интернациональной школе – это школа современного танца contemporary, где учатся студенты 25 национальностей, и я была первой русской за всю историю существования этой школы. Очень олдскульный традиционный подход к изучению танца: каждый месяц приезжают хореографы со всего мира, обучают своим стилям, знакомят со своей философией движения. Во второй половине нашего обучения мы путешествуем по Европе, а также по другим странам мира, показывая постановки, участвуя в фестивалях. На одном из таких фестивалей меня и заметила Пина.

И на тот момент ты уже знала, кто это?

Да, конечно. Я была очень воодушевлена, вдохновлена идеей, что очень важно мечтать, не бояться идти вперед и верить в то, что все в твоих руках, в твоих силах, нет ничего невозможного. И наша встреча стала еще одним подтверждением того, что, если ты чего-то хочешь, очень сильно стараешься, если ты это визуализируешь, оно обязательно придет в твою жизнь. Наша встреча и была таким подарком для меня.

light within photographed by @tommy_xing_photography

A post shared by Olga Sokolova (@olgadances) on

Как долго ты проходила обучение у Пины?

В целом я провела у нее в школе восемь месяцев. К большому сожалению, это был последний год жизни Пины. После ее смерти я покинула Европу и решила изучить и посмотреть Латинскую Америку. И частички вот этой школы привнести туда.

Ты решила изучить Латинскую Америку. Куда ты поехала? Расскажи, что тебя подтолкнуло к этому?

Я сейчас удивляюсь, насколько смелой я тогда была. Сейчас бы, наверное, я этого уже не сделала. Не знаю, вероятно, сыграл роль юношеский задор. Когда-то давно я мечтала говорить на испанском. Вообще я очень люблю теплые страны. Моя карьера в Европе началась в Испании, еще когда я занималась художественной гимнастикой. Там я выучила испанский язык и решила, что мне нужно ехать в столицу Мексики, Мехико-Сити. Все получилось, я проработала в местном театре почти два года. Объездила все штаты Мексики, побывала в Аргентине, Перу, Уругвае и многих других странах. А потом уже оказалась в США.

Когда ты покупала билет, ты знала, куда именно едешь в Мексику? Или купила просто билет в один конец?

Да, билет в один конец. (Улыбается.)

olgadances_28434496_567720140261369_4963704303966486528_n

Ты приезжаешь – и что ты дальше делаешь? Мехико-Сити – один из самых больших городов на нашей планете.

Я пошла в популярную школу танцев, которая находится в Колонии Рома. Это прекрасный район! И начала давать там классы. Потом ходила на кастинги, получила несколько работ на телевидении. Дело в том, что меня восхищают древние цивилизации. Одна из главных причин, почему я поехала в Мехико, – это пирамиды. Невероятные пирамиды с невероятной историей. И пока я жила и работала в Мехико, детально изучала их культуру, путешествовала по полуострову Юкатан.

Скажи, чему новому тебя научила Латинская Америка?

Я люблю Латинскую Америку за ее душевность. Ты приходишь в школу танцев, разговариваешь с хореографом, и она становится твоей «мамой»… Это какая-то невероятная близость со всеми людьми. Да, там, возможно, нет таких финансовых возможностей, как в Европе, но там присутствует душа.

Понимаю. Я как раз тоже недавно была в Мексике и это почувствовала. Но тем не менее что из этого ты привнесла в танец?

Мягкость. Так как европейский модерн и contemporary все-таки более строгий и сухой. В Латинской Америке я обрела огонь и определенную эмоциональность. Вот в Мехико очень много драматичности. Это мне помогло эмоционально развиться в танце.

Soul improv music by @jamesblake shot by Joseph Rubinstein @joe.rubinstein

A post shared by Olga Sokolova (@olgadances) on

Получается, эти два диаметрально противоположных опыта – немецкая традиционность и драматичность Латинской Америки – в основе того, что ты сейчас преподаешь и танцуешь?

Да, частично. Находясь семь лет в Лос-Анджелесе, я сформировала уже что-то новое. Каждый год происходит эволюция моего стиля, моей техники. Она расширяется в разных направлениях, а также приобретает новые грани. Я бы сказала, повышает свою вибрацию, переходит на новые качественные уровни. Раньше я понимала движения более плоско, теперь – в объеме 3D. Это помогает мне строить хореографию.

В наших предыдущих беседах ты упоминала, что танцоры никогда не страдают болезнью Альцгеймера. С чем это связано?

Дел том, что человеческий мозг, не имея определенной тренировки, расслабляется. Что помогает человеческому мозгу работать долго и продуктивно? Постоянная тренировка. Например, танцор должен запоминать километры хореографии каждый день. Причем новой хореографии. Также комбинации варьируются настолько широко, что наш мозг работает немного по-другому: профессиональные танцоры двухминутную связку могут выучить за полчаса или даже за 20 минут. Неподготовленный человек не поймет, как можно запомнить набор движений так быстро. Это и есть один из секретов – каждый день мы заставляем себя запоминать такие комбинации, а также придумывать их.

olgadances_30918005_160749654620180_1769291509636530176_n

Это и есть тренировка для мозга, которая позволяет его развивать? Значит ли это, что всем людям нужно танцевать?

Абсолютно верно, и неважно, в каком направлении вы хотите пойти – профессиональном или в танце для души. Танец – это невероятный выброс эндорфинов и счастья в ваш организм и вашу кровь, это момент, когда вы свободно двигаетесь в пространстве, когда вы выражаете свои эмоции через движение.

Предположим, девушке или парню, как нам с тобой, 30 лет, и они хотят заняться танцами, не имея опыта. Как в таком случае начинать?

Хорошие вступительные направления для танца – это пилатес, йога, растяжка, обычные общие физические упражнения, зарядка, пробежка, дабы укрепить связки и мышцы, чтобы ничего не растянуть. Вообще правильный подход к танцу – ни в коем случае не бросаться в бой на амбразуру и не разрывать связки. Нужно очень мягко подойти к этому процессу, понимая, что ваше тело может быть не готовым к определенным движениям. Вы не должны себя ругать за то, что у вас пока не получается так, как у других. Необходимо терпение.

olgadances_28766726_170085906977745_4063168847337750528_n

Я думаю, что танцы также помогают держать тело в хорошей форме. Это так?

Танцы помогают соединить очень важные аспекты, которые и являются главным фактором приведения тела в здоровую форму. Вы тренируете разум, душу и тело – все вместе вам придает красивую форму, искрящуюся энергетику, вдохновение. Очень часто даюсь диву – я встречаю уже взрослых танцовщиц, женщин, которые в этом уже всю свою жизнь. Например, к нам в студию приходят несколько женщин, которым за 70, и вы знаете, они становятся к классическому станку и поднимают ногу за ухо… Без всяких хирургических вмешательств их лицо сияет, оно подтянуто. Все-таки танец – это волшебное направление.

Если родители хотят, чтобы их ребенок стал профессиональным танцором, в каком возрасте нужно начинать обучать его танцам?

Это зависит от ребенка. Некоторые дети готовы к обучению в 3-4 года, другие – намного позже, и им нужно немного больше внимания, понимания. Но начинать никогда не поздно. В моей группе был танцор из ЮАР, который начал заниматься в 16, и танцевал он бесподобно.

Мы говорили с тобой о том, что всегда нужно учиться чему-то новому и черпать вдохновение для саморазвития. Где ты черпаешь это вдохновение? Допустим, я читаю о моде определенные сайты, которые в итоге приводят меня к новым идеям. А какие источники вдохновения у тебя?

Это мои увлечения: поездки в разные страны с экзотическими культурами, древними цивилизациями, изучение чего-то нового. Что касается технического подхода к танцам, я вдохновляюсь Нидерландским театром NDT (Nederlands Dans Theater.Прим. ред.) Я планирую этим летом поехать туда на Summer Intensive.

olgadances_28435500_1627745787303018_8759684657454252032_n

Мы с тобой говорили о Сергее Полунине, я давно посмотрела фильм о нем и была поражена тем, с каким упорством ему приходилось тренироваться. Мне казалось, что умение красиво танцевать  –  это талант, с которым рождаются, но когда я осознала, какую работу проделывают над собой танцоры, чтобы этот талант развить, была потрясена. Все это правда?

В школе я провожу шесть часов практически каждый день, если нет каких-то креативных проектов. Просто приведу пример: когда я училась в Германии, классический станок начинался в 8 часов утра, хореография по модерну и contemporary заканчивалась в 19:30. У нас был часовой перерыв с 13:00 до 14:00 на обед. Это все. И так было с понедельника по субботу. Вот представьте себе: вы приходите после работы домой, падаете на кровать одетые, засыпаете, утром просыпаетесь, а вам на станок. И вам уже даже не до еды.

А хочется идти дальше на станок? Что движет?

Хочется. (Улыбается.) А что движет, даже не знаю… Это какая-то волшебная жила в танцорах – нас могут ломать, гнуть, наши ноги в мозолях, пот и кровь целыми днями, но это такое невероятное удовольствие, когда ты начинаешь свой день под классическую музыку за станком! Я, когда прихожу на работу и начинаю двигаться, понимаю, насколько приятнее проводить день в движении, нежели сидеть в закрытом пространстве и в такой статичной позе что-то делать. Это точно не мое. Мною движет сцена. Когда я на сцене или где-то выступаю,  я попадаю в определенное состояние, которое похоже на медитацию. Я полностью подключаюсь к своему внутреннему миру.

olgadances_26296483_2035057313383610_991358849409613824_n

А есть ли у тебя дни, когда ты не танцуешь?

Иногда по воскресеньям я могу себе это позволить, но потом не чувствую себя человеком. Если я не танцую, то нужно хотя бы растянуть ноги и спину – это уже как наркотик.

Расскажи немного о питании. Как обычно питаются танцоры, если какая-то специальная диета, какие продукты исключаются, а какие есть в рационе обязательно?

Здесь все, опять же, зависит от тела танцора, от его психики, от метаболизма и от подхода к жизни в целом. К счастью, я не склонна к полноте и моя мышечная масса превышает что-либо другое в моем теле. Мне сложнее поправиться, нежели похудеть. Я стараюсь питаться сбалансированно – употребляю в пищу все, кроме жареного. Стараюсь есть много зелени, белка, морепродуктов. Я знаю, что некоторые танцоры придерживаются строгой диеты и измеряют количество съеденного, белков, жиров, углеводов,  чтобы оставаться в форме. Девочкам приходится серьезнее следить за своим питанием, чем мальчикам. У нас, к сожалению, больше склонность к полноте.

olgadances_27880087_102618410565528_3242072294067011584_n

Чем тебе импонирует жизнь в Лос-Анджелес?

Я живу здесь уже семь лет. Очень люблю этот город, потому что он открыл для меня невероятное поле работы и креативности, развил меня многогранно. Он дал мне возможности, о которых я когда-то мечтала. Это город солнца, цветов, искусства, креативных людей и город мира, куда приезжают со всех концов земли. Здесь очень много артистов, уровень конкуренции очень высок, и именно она заставляет тебя постоянно работать над собой и расти.

А расскажи мне о своих самых удивительных путешествиях.

Одно из самых удивительных и незабываемых путешествий – это, конечно, Перу, когда мне удалось пожить в племени перуанских индейцев, хранителей волхвов древней культуры инков, которые меня удочерили, показали мне свои сакральные места. Я сняла документальный фильм и над ним сейчас работаю. Я побывала в невероятных местах, о которых очень мало, к сожалению, говорится в наших программах обучения в школах или даже университетах. В своих путешествиях я двигалась всегда не в сторону изученного, а в сторону древних цивилизаций.
olgadances_26072600_1945444639041098_6580556712619540480_n

Как ты приняла решение ехать в это племя? Ты знала о нем? Куда ты ехала, собственно говоря?

Космос, энергия – назовите это как хотите. Кто-то называет это Богом, кто-то – судьбой. В общем, эта метафизическая составляющая нашей жизни привела меня в Перу следующим образом: я получила приглашение от Министерства культуры Перу для участия в проекте, где со всего мира съехались хореографы и танцоры, а также ученые, которые изучали действие танца и его влияние на мозг, нервную систему человека. То есть я изначально попала на эту программу, а уже потом познакомилась с этими людьми – хранителями древних тайн, которые пришли к нам, чтобы играть живую музыку на традиционных перуанских инструментах.

Сколько в итоге времени ты там провела?

Почти три месяца в Перу, а в племени – два с половиной. Я жила на территории многих поселений в горах Андах и побывала более чем в 20 священных местах культуры инков.

olgadances_26278193_281727062354412_3347604476662906880_n

А где ты там спала, что ела?

Все в полевых условиях – очень просто и здорово. (Улыбается.) Когда мы были в движении и переходили от племени к племени, мы могли где-то остановиться на ночлег. Листья, солома, подручные средства… У нас даже не было палаток, если честно.

А как ты с ними коммуницировала?

У меня был переводчик. Я говорю на испанском, а ребята говорят на языке кечуа – это язык инков, единственный в мире, который не имеет письменности, все запечатлено картинками, в древней культуре – насечками. Какие-то слова я уже начинала понимать, но у меня был переводчик. Потом в какой-то момент переводчик не выдержал, и я осталась одна. Язык знаков и телепатия были моими переводчиками.

olgadances_26070840_161443034492964_3067426532831002624_n

Какая у тебя была цель поездки – снять документальный фильм или что-то понять про это племя, чему-то научиться?

Я вообще сама очень хотела побывать в Перу, на Мачу-Пикчу, но не понимала, что Мачу-Пикчу всего лишь коммерческий исторический объект, на который пускают только туристов. Помимо Мачу-Пикчу в Перу есть более древние руины,  закрытые места, куда тяжелее попасть, и там открываются интересные тайны мироздания. Когда попадаешь в такие места, то понимаешь, как мало мы знаем об истории человечества.

Вот это да, Оля! Я не представляю, как ты умудряешься в одной жизни совмещать танцы, изучение древних цивилизаций, быть при этом модной и красивой девушкой, ставить постановки для Cartier. Как?

Все складывается очень естественно, наверное, потому, что я все это по-настоящему люблю. Путешествовать мне было интересно с самого раннего детства. Будучи маленьким ребенком, я видела себя на сцене с большими артистами и мне удалось этого добиться вот здесь, в Лос-Анджелесе. Я визуализировала себя в разных странах мира, и вот эта сила мысли и любовь, та настоящая, детская, смешанная с юношеским любопытством, привели меня к тому, что ход событий сложился именно так, как нужно мне. Я думаю, что жизнь  в руках каждого человека, просто нужно слышать свой внутренний голос. На сегодняшний день наше образование уводит нас очень далеко от реализации мечт. Нам дают определенные вещи, которые в жизни потом не совсем нужны – они программируют нас на какой-то определенный очень холодный жизненный путь. Развитие внутреннего мира человека открывает вам возможности быть кем вы хотите, сотворить в своей жизни своими же мыслями и желаниями такую жизнь, которую вы себе представляете, какой вы хотите жить. Так живут очень многие народы мира, и я хочу заметить и подчеркнуть, что, чем финансово успешнее страна, тем менее она и ее народ связаны одним духом. То есть чем больше мы уходим в материальную сторону, тем быстрее мы теряем себя. Нужно обязательно сбалансировать потребность развития в себе духовного мира и осознания мира финансового. И тогда вы можете стать действительно творцом своей жизни, вы можете пойти в любом направлении, довериться своему внутреннему миру, оказаться там, где вы хотите и стать тем, кем хотите.

olgadances_31520231_233306347417467_7335720217djfjfls90703616_n

Порекомендуй книги или фильмы, которые, по твоему мнению, нужно прочесть или посмотреть каждому человеку.

Многие фильмы были созданы для того, чтобы показать нам реальность этого мира, хотя сперва они кажутся нам фантастическими и даже какими-то сказочными. Посмотрите «Матрицу» и еще раз задумайтесь над тем, где мы живем, как отсоединиться от матричной системы и проснуться душою, проснуться разумом, как принадлежать самому себе – не поклоняться идолам, не быть ведомыми, читать литературу. Мне очень нравятся книги Захария Ситчина, в частности «Космический код». Также могу посоветовать книгу «Отпечатки Богов» Грэхема Хэнкока – английского инженера, философа. Изучайте мировую историю и прислушивайтесь к себе.

Я с тобой полностью согласна. Ты сказала сегодня очень много правильных вещей, и я тебе благодарна за то, что ты их озвучила. Я надеюсь, они помогут кому-то из наших читателей изменить свою жизнь. Большое спасибо за вдохновение!


Фото: Instagram Ольги Соколовой


Интервью подготовила: Екатерина Попова


Читайте также:

Формула 4G: основатель Fashion Tech Summit Дарья Шаповалова