Валери Стил о будущем fashion-столиц

Во время Kiev Fashion Industry Forum skype-лекцию о молодых модных столицах прочла доктор наук Йельского университета, директор и главный куратор музея при Институте моды и технологий в Нью-Йорке Валери Стил. Из главных тезисов её речи получился полноценный, содержательный материал. 

13chanel_kt__9644_133045703438

Модное шоу Chanel

Очевидно, что у некоторых городов гораздо больше влияния и веса в моде. Париж, несомненно, – самый главный из них. У столицы Франции более чем четырехсотлетняя история доминирования в женской моде. Впрочем, есть еще три города, которые почти не отстают от нее. Это Нью-Йорк, Милан и Лондон. При этом первые два стали fashion-столицами относительно недавно – в 70-х годах прошлого века. Хотя в Италии довольно богатое «модное» наследие, Милан не сразу стал главным городом в местной модной индустрии. На протяжении длительного периода времени Флоренция оставалась местом сосредоточения основных модных бутиков, а Рим – городом кутюра. С конца 18 века Лондон был более известен как законодатель стиля для мужчин, и ему приходилось буквально отвоевывать свое звание центра женской моды. Хотя здесь сформировалась довольно мощная система профильного обучения (взять, к примеру, Центральный колледж искусств и дизайна имени Святого Мартина) и развитая инфраструктура, по количеству интересных и успешных дизайнеров британская столица несколько отставала.

9-Blue-Tokyo-Japan

Токио

Вдобавок к уже названным fashion-центрам мирового значения на протяжении последних десяти лет по всему миру начали появляться модные города «второго ранга», такие как Копенгаген, Сан-Паулу, Токио, Сеул, Сидней, Берлин, Барселона, Шанхай, Стокгольм и так далее. Важную роль в становлении многих из них сыграла компания Mercedes-Benz, ставшая спонсором локальных недель моды, начиная от Мехико и заканчивая Киевом. Несмотря на то, что в эти города приезжает относительно не так много международных журналистов и байеров, модная индустрия в них играет существенную экономическую роль. В первую очередь, локальные недели моды являются той самой ареной, на которой местные дизайнеры могут представить свои работы, а, во-вторых, зарубежные гости, приезжающие на события, останавливаются в городских отелях, обедают в местных ресторанах, делают покупки в локальных магазинах, положительно влияя на экономическую ситуацию страны. Несомненно, не всегда авторитетные критики могут приехать на событие, скажем, в Токио или Стамбул. В таком случае о нем для международных изданий напишут местные журналисты. В наше время не так сложно распространять информацию за пределами страны.

ls10

Шоурум британских дизайнеров в Париже

Наличие признанных во всем мире дизайнеров – одна из главных составляющих города, претендующего на звание модной столицы. На данный же момент получить это самое признание претенденты могут лишь, интегрировавшись в глобальный fashion-контекст, что означает продажи и участие в профессиональных событиях в тех же Париже, Милане, Лондоне или Нью-Йорке. Меня восхищает то, что делает Дарья Шаповалова для украинцев, добиваясь внимания к ним байеров и прессы на Западе и приглашая зарубежных представителей индустрии на мероприятия в родной Киев. Между тем, чтобы быть замеченным, дизайнеру необходимо быть не только активным на международной арене, но и создавать нечто самобытное. В этом преимущество выходцев из стран, чьи культуры представляются экзотикой для мирового fashion-сообщества. Яркий пример успешного продвижения – индийский бренд Manish Arora, завоевавший сначала Лондон, затем Париж и продолжающий стремительно развиваться. Молодым дизайнерам в крупных городах вроде Нью-Йорка крайне сложно выдержать конкуренцию. Они, как правило, держатся несколько сезонов, а затем сходят с намеченного пути. Но для них есть и другие способы завоевать авторитет, например, поработать в одной из крупных модных компаний, а уже затем основывать собственный бренд.

Fall-2011-Paris-Fashion-Week-Lanvin

Показ дома Lanvin

Помимо дизайнеров важной составляющей является хорошо развитая инфраструктура – наличие профильных учебных заведений, фабрик, в которых дизайнерская одежда может отшиваться тиражами, платформ по поддержке талантов и так далее. Есть ряд городов, которые максимально приблизились к идеальной формуле по тем или иным параметрам. Например, в Шанхае хороший местный рынок. Здесь много дизайнеров, которые на протяжении длительного времени показывают блестящие результаты. Между тем, одного критерия будет недостаточно, в то время как на приведение в соответствие всех составляющих понадобятся десятки лет. С другой стороны, четыре модные столицы – это уже очень много. Чтобы посетить показы только в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже, необходимо потратить месяц и уйму денег. А что будет, когда к этому списку прибавится еще город или два?

Здесь мы подходим к новой точке невозврата. Я уверена, на данный момент мы переживаем некий переходный период, и в скором времени звание fashion-столицы как таковое уже не будет столь популярным. Развитие интернет-технологий непременно должно привести к более прямым способам общения дизайнеров с байерами, прессой и своей аудиторией. Уже сейчас мы видим результаты активности некоторых брендов в Instagram и прочих соцсетях. Несомненно, показ или презентация позволяют хорошо рассмотреть предложенные вещи, но Интернет, как по мне, – самый продуктивный способ продвижения и именно за ним будущее моды.