Выставка Зинаиды Лихачевой в Венеции

7 и 8 мая во время Венецианской биеннале – 2015 в старинном палаццо Бембо, недалеко от знаменитого моста Риальто, открылась групповая художественная выставка, в рамках которой украинская художница Зинаида Лихачева представила свою инсталляцию «Чорне намисто».

Организатором выставки является Европейский культурный центр. Тема экспозиции Personal Structures – Crossing Borders («Личностные структуры – Пересечение границ») объединила работы современных художников со всего мира, работающих в различных направлениях: видео, скульптура, картины, рисунки, фотографии и инсталляции.

FullSizeRender

Инсталляция Зинаиды Лихачевой состояла из видеопроекции и объекта в виде черных намыстын. Переосмыслив сакральные образы, художница представила драматическую комбинацию символов – невеста (символ надежды) и черное намысто (выжженная земля). Инсталляция сопровождалась оригинальным саундтреком со звуками стона земли и отголосками девичьего пения, специально написанным украинским композитором электронной музыки Аллой Загайкевич.

На открытии экспозиции в Венеции присутствовали креативный директор Mercedes-Benz Kiev Fashion Days Дарья Шаповалова, владелица магазина «Счастье» Юлия Магдыч, дизайнер Anna K, организатор Mercedes-Benz Kiev Fashion Days Нина Васадзе, главный редактор журнала Pink и многие другие.

IMG_3912)

«Мне очень понравился весь проект, представленный в палаццо Бембо, где проходит выставка Зинаиды Лихачевой. У него очень грамотный куратор: в палаццо собраны работы художников из разных стран, сильные, свежие, не похожие на те, что мы видели в основных павильонах. Считаю, что у Зинаиды очень сильная идея выставки, которая четко на эмоциональном уровне передает ситуацию, которая сложилась в стране. Зинаида – очень тонкий художник, поэтому ей удалось развернуть такую непростую и наболевшую мысль в доступной концепции», – рассказала нам Дарья Шаповалова.

Намысто в инсталляции трансформировалось из элемента национального костюма в тяжелый арт-объект – огромные, потрескавшиеся бусины из черного дерева, – лишенный первичной функции украшать женщину. Символика композиции достаточно прозрачна: белое платье и свадебный венок, черные бусы вместо красных, сухая безжизненная земля и обугленная древесина – это архетипы, универсальные знаки, которые не нуждаются в переводе.

IMG_3897)

Проект «Чорне намисто» – не попытка дать ответ на вопросы, но трансляция пережитых эмоций и опыта, надежда на переход в качественно новое состояние. Обратившись к национальным традициям, художница не просто переосмыслила образы, а связала их в драматической комбинации и перекодировала символы в контексте сложных и трагических событий, которые сейчас переживает Украина.

«Инсталляция Зины Лихачевой произвела на меня самое сильное впечатление на Венецианской биеннале, так как говорила к памяти поколений – чему-то родному, вечно трепещущему в украинской душе. Невеста в прикарпатском венке очень торжественна, и в то же время вокруг нее черным-черно. Она в тепле родной земли и горечи войны на ней. Ее лицо выражает принятую уже неизбежность ухода мужчин из ее рода и смиренный взгляд в будущее. Полагаю, что лучшей музыкальной иллюстрацией к инсталляции могла бы стать новая песня группы «Океан Эльзы» – «Не твоя війна», – делится впечатлениями Юлия Магдыч.

Ознакомиться с экспозицией можно на протяжении всей биеннале с 9 мая по 22 ноября.