Каждый день я буду рассказывать о показах предыдущего модного дня. Не обо всех – о тех, что успела посмотреть, о тех, что показались интересными.
Последний день UFW был самым главным днем: вчера показывались новые, молодые, те, кто придет на смену, в идеале сметет с лица земли, сообщит новые смыслы, выведет на новый уровень – список языковых клише можно множить еще долго. Смысл ясен: состояние любой области человеческой деятельности, и прежде всего творческой, определяется оценкой того, что представляет молодежь. Смена. Новое поколение. Если их нет – эта область обречена. Если они такие же, как поколение предыдущее – тем более обречена.
В украинской моде вопрос молодых дизайнеров сейчас стоит достаточно остро. В нулевые, почти 10 лет новых дизайнеров вообще практически не рождалось – ну, то есть списки Fresh fashion были полны, но эти ребята не переходили потом на взрослый подиум, а растворялись в небытии. Потом, в районе 2008 года, наконец, произошел взрыв – сразу появилась целая генерация, человек 5 одновременно, к ним подтянулись те, кто уже пару лет незаметно делал что-то на фоне – тогда дизайнеров нового типа внезапно стало так много, что им понадобилась даже еще одна модная неделя. Протуберанцы того взрыва разносились по окрестностям еще пару лет, но в последнее время дефицит свежей дизайнерской мысли опять стал явственно чувствоваться. Возможно, поэтому залы вчера на показах New Names и Fresh Fashion были полны, и в первых рядах сидели модные редактора главного сетевого глянца. Никто не хотел пропустить рождение новой звезды.
Надеюсь, я верно помню иерархию и смысл – если нет, то простите, организаторы. Сначала, значит, идет New Names – в смысле, это первый левел. Там показываются совсем молодые, возможно, даже студенты, коллекции могут быть небольшие, неполные. Потом по логике Fresh Fashion – это уже полноценные взрослые коллекции, но, типа, в статусе “салаги”. В теории дизайнер должен пройти все эти стадии и войти, наконец, во взрослое расписание. В жизни часто все происходит совсем не так, но это схемка, чтоб понимать, на что рассчитывать.
Уже показы New Names ярко показали все возможные расчеты. Прямо как по нотам, как будто специально их так подбирали: из 4 коллекций одна (Svitlo) была по мотивам национального костюма – с венками, вышиванками, бархатными свитками, кораллами и здоровой и счастливой семьей с тремя детьми в конце. Вторая (Marimir) была черно-белая, многослойная, такая, знаете, дерзкая, с необработанными краями и блестящими фактурами. Третья Uberlove by Viktoria Nozhenko – с серебряной тканью и плащами из прозрачной клеены. Лично у меня за годы, так сказать, борьбы, выражаясь фигурально, выросли специальные зубы – по одному на каждый из перечисленных типов коллекций. Интересное ощущение, когда все эти зубы свело едва ли не одновременно.
Marimir, S/S 2015
Uberlove by Viktoria Nozhenko, S/S 2015
Но, к счастью, там была и четвертая коллекция. Дизайнер из Беларуси, работающий под маркой Zabelina by Anna Zabelina, показала совершенно прелестную коллекцию – а теперь внимание: 1- сезона весна-лето; 2 — простого и носибельного кроя; 3 — легко применимую в реальной жизни и, наконец; 4 — очень мило и по-своему обыгрывающую актуальные тренды.
Zabelina by Anna Zabelina, S/S 2015
Да-да, вы все правильно поняли. На всякий случай отдельным абзацем. Да, я действительно считаю, что сегодня хороший молодой дизайнер должен не пытаться поразить человечество своими фантастическими идеями на моделях, которые сшиты кое-как из неизвестно чего, а попытаться сделать интересную коллекцию, которую люди захотят КУПИТЬ. Возможно, это звучит не слишком креативно и оскорбляет настоящих художников, каковыми, наверняка, мнят себя молодые дизайнеры, но это трудное и прикольное условие, без которого не интересно. Создать новаторское произведение искусства, которое отлично продается – такой оксюморон возможен только в моде. И вот оно, самое главное: если из двух составляющих – «новаторское бла-бла» и «продается» — нужно выбрать, чего там будет больше, то лучше пусть будет больше «продается». Это почти так же сложно, как новаторство, а для многих вообще недостижимо.
С тих позиций позвольте мне перейти к Fresh Fashion. Можно я не буду подробно описывать все коллекции? Было там парочку носибельных, немного отдающих 90-ми и рекламными завываниями про независимую сексуальную женщину, которая, помните, точно знает, чего она хочет. Была, увы, коллекция с разрезами, тканью-пушок и платьем с голыми плечами и смешными фижмами по кругу в финале. Была карамельных цветов коллекция, полураздавленная самим автором – с помощью шляп-объектов и дурацких вставок в череду приятных продуманных моделей. И была коллекция, в первом выходе которой девушка-модель вынесла на руках мопса – а я-то уже надеялась, что больше никогда такого не увижу. Сразу за мопсом последовали: авторские ткани, расписанные невыносимо красивыми женскими лицами, банты впереди и одновременно сзади, полупрозрачные блузы и высокохудожественные, разнообразные и затейливые женские намордники в ассортименте.
Но было там и другое. На Fresh Fashion была представлена коллекция Dress Addict By Artem&Viktor. Люди говорят, что этот бренд существует уже несколько лет и даже имеет свой шоу-рум и магазин. Люди говорят, что за эти годы ребята изменились, выросли и похорошели. Ничего не знаю. Знаю только, что выглядят они сами, как Виктор и Рольф, только лучше, а коллекция их – самая внятная, цельная, продуманная и носибельная, какую я только видела в тот день – да и не только в тот.
Dress Addict By Artem&Viktor, S/S 2015
Их предсказуемый фурор состоялся на фоне шипения истинных ценителей креатива, которые указывали на вторичность идей и решений в коллекции. На это я отвечу: зато со вкусом и культурой одежды у дизайнеров все ок. И давно я не видела трикотажа такого качества — и чтобы пиджак сидел так хорошо.