«Нужно внимательно смотреть, когда люди будут ходить – вот это и есть искусство». Из объяснения мамы маленькому ребенку перед показом Яси Хоменко.
Как всякое настоящее искусство, мода устроена просто и безжалостно. Она либо возбуждает, либо нет.
Мода возбуждает в двух случаях: когда предлагает новые, по-настоящему новые формы и когда отражает новые, по-настоящему новые мысли и чувства. Если это совпадает, то получается new look Кристиана Диора или мини Андреа Куррэжа и мода на время заменяет людям философию, политику, завтрак, обед и ужин. Если нет ни одной из этих составляющих, мода в ожидании новых форм или смыслов пережевывает собственные сопли и заставляет делать то же самое всех, кто имеет к ней отношение.
Производство смыслов – процесс не обязательно индивидуальный. Бывает, что дизайнеры, собравшись, производят некий коллективный смысл, например, «британская мода». И такие смыслы – самые вкусные, потому что они большие. Их хватает надолго и хватает на всех.
Когда осенью 2010 года Kiev Fashion Days прошли в первый раз, они ошеломили всех своим напором и силой высказывания. Ничего удивительного – дизайнеры нового поколения стали на борьбу с украинским гламуром, отравлявшим всех предыдущие годы. Пафос отрицания, воинствующий антигламур был настолько захватывающим, что, казалось, вот-вот сметет на своем пути все чуждые элементы вместе с их носителями.
Однако ничего нельзя построить лишь отрицая, нужна собственная, позитивная концепция. И вот, кажется, она появляется. Сегодня молодые украинские дизайнеры предлагают уставшей от собственного цинизма fashion-индустрии свою необычайно пассионарную, потрясающе неотшлифованную, восхитительно неправильную и немного беспомощную моду. А также свои надежды, свою самоуверенность, свою страсть и безграничную веру в себя.
Прекрасной демонстрацией этого коктейля стал открывший Kiev Fashion Days показ Яси Хоменко. Он прошел в альтернативной локации в промзоне на Фрунзе — отличной площадке для экспериментального проекта. Очень правильная публика – стильная молодежь, множество фотографов, в том числе иностранных, зарубежные гости, редактора модных журналов. Очень правильная атмосфера европейского паба в кулуарах и модного закрытого ивента в зале. И, наконец, очень правильный показ – сдержанный и скромный, с интересными декорациями-конструкциями, отчасти инфернальной режиссурой и хорошо подобранной музыкой.
Сама коллекция оказалась скорее конспектом заявок на будущее (Яся сказала, что она завершает некий этап своего творчества и переходит к более практичной моде). Вполне уверенный экзерсисы на тему современного пост-минимализма, несколько элегантных намек на Ясин конек, на то, что получается у нее лучше всех – авторскую, оригинальную, свободную работу с цветом и фактурами.
Наконец, зрелищные принты, пародирующие пляжные полотенца “с сексуальными фантазиями отдыхающих”, как выразилась сама дизайнер – лицами безымянных красивых юношей. Нырок в коллективное бессознательное культурной периферии удался — можно сказать, что с обязательной в этом сезоне задачей представить оригинальный принт Хоменко справилась на отлично.
Вроде, все понятно и объяснимо. Но главный элемент вчерашнего вечера не поддается анализу. Его «добавочную стоимость» составило то, что можно лишь почувствовать: ощущение свежести, энергии чего-то нового и интересного – и это касается всей концепции Kiev Fashion Days.
Фото — Константин Черничкин, Антон Кулаковский.