Создатель: любовь и боль Александра Маккуина

История жизни и творчества британского дизайнера Александра Маккуина – это переплетение исключительного гения, огромного успеха и трагической судьбы. Как известный провокатор и бунтарь, он всегда мыслил за гранью и на несколько десятилетий опережал свое время. Александр Маккуин жил в своей реальности, которая, помимо филигранных идей, породила нечто зловещее, понятное только ему.

Давайте вместе окунемся в мгновения его жизни: 

Первое платье 

Модные эксперименты Ли Александра Маккуина, младшего из шести детей в семье, начались с пошива платьев для своих трех сестер. В школе он учился плохо, на уроках химии и биологии рисовал одежду. Уроки рисования нравились ему больше всего. Самые ранние воспоминания о моде возвращались к тому времени, когда ему было всего три года и он рисовал платье на стене своего дома в Восточном Лондоне.

«Розовая овца» в семье 

Свою гомосексуальность дизайнер осознал еще в очень раннем возрасте. Одноклассники безжалостно дразнили его за это. «Я был уверен в себе и своей сексуальности, и мне нечего было скрывать. Я вышел прямо из утробы матери на гей-парад», – говорил Маккуин.

В его семье все были обычными наемными работниками: отец – водитель лондонского такси, а мать – школьная учительница обществознания. Как-то вечером Александр с родителями смотрели передачу, в которой говорилось что на Сэвил-Роу не хватает подмастерьев. Мама сказала ему: «Почему бы тебе не попробовать, просто постучись и услышишь «да» или «нет», третьего варианта не дано». И он постучался.

Первые шаги

В 16 лет Александр стал подмастерьем в ателье Anderson & Sheppard, где его учителем был мастер закройки из графства Корк в Ирландии. Александр знал, что не продержится в подобном месте до конца своих лет, сидя на скамье в крошечном ателье и пришивая лацканы. У него была страсть, стремление учиться и способность впитывать все как губка. Позже он начал сотрудничать с театральными дизайнерами костюмов Angels & Bermans. Драматический стиль одежды, который он избрал там, стал почерком его дальнейшей самостоятельной дизайнерской работы. В те времена он был милым ист-эндским парнем, который хотел заработать, никогда не опаздывал, работал на результат и постоянно слушал Шинейд О’Коннор, которую кроме него никто не любил. Потом был ассистентом Ромео Джильи в Милане и только после этого пошел учиться в колледж. 

Central Saint Martins

В 1991 году, Александр поступил в Central Saint Martins, тетя оплатила ему учебу. В университете он все время смеялся, был задирой, изображал модельную походку в коридоре и валял дурака. Не боялся говорить людям «я знаю лучше тебя», ведь он действительно много знал и был ночным кошмаром для преподавателей. Второй семестр учебы заканчивался дипломным показом на Британской неделе моды, где Александр представил свою дипломную работу «Джек-потрошитель преследует своих жертв». В этой коллекции было все: история ист-энда, мрак и глубина. Он читал много книг об убийстве женщин, рисовал, вдохновляясь этими мотивами. Мог сделать черный плащ и вышить его человеческим волосом, с кроваво-красной подкладкой внутри. Как тело, как плоть с кровью. Идеальное сочетание саботажа и традиций, красоты и жестокости. Именно эту оригинальную коллекцию отметила модный редактор Изабелла Блоу – сразу после показа она выразила желание купить всю коллекцию за 5000 фунтов. В рассрочку, с еженедельными выплатами в размере 100 фунтов.

Мне было плевать, что обо мне думают и что я сам о себе думаю. Поэтому я опускался на дно своего мрачного сознания, поднимал с него ужасы своей души и выпускал их на подиум 

Рыцарь Изабеллы

За всю жизнь у дизайнера было много любовников, но ни одни отношения не переросли в настоящие чувства. Был близок он лишь с двумя женщинами – матерью Джойс и своей покровительницей Изабеллой Блоу, знаменитой стилисткой Vogue, обедневшей аристократкой и большой фанаткой шляп. В лице Блоу Александр нашел подругу, вторую мать и амбассадора своего таланта. У Изабеллы не было детей и она направила всю свою любовь и заботу на протеже. Друзья иногда шутили, что Изи была чем-то средним между Лукрецией Борджиа и рыботорговой с рынка. 

С Ли их объединил смех, потрясающая креативность середины девяностых и ощущение приключений: они мчались на ракете и метили на луну. Когда его спрашивали, за что он ее так сильно любит, Александр отвечал: «Потому что она такая же как я, ей плевать, что подумают люди». 

Изабелла переживала трудные времена, когда Маккуин возглавил модный дом. Все ожидали что Александр предложит ей работу, но по мнению дизайнера, в Givenchy места для Изабеллы Блоу не оказалось.

У Изи был рак яичников, последняя стадия. В 2007 году она заранее спланировала свою смерть: устроила домашнюю вечеринку, во время которой отравила себя гербицидом. Самоубийство Изабеллы сильно ударило по Маккуину, он был убит горем. Позже посвятил ей одну из своих величайших коллекций La Dame Bleue. Полностью олицетворяющую её: образами и, конечно, шляпками. Будто Изи сама присутствовала на показе.

«Изнасилованная Шотландия»

Шоу «Изнасилованная Шотландия», считают одним из самых неоднозначных не только в карьере Маккуина, но и в истории моды. Дизайнер просил девушек ходить по подиуму так, будто их только что изнасиловали, а все наряды выглядели, как улики с места происшествия. Хаотично разбросанный по подиуму мох, травы и цветы. Многим не нравилась откровенность и агрессия, но это было правдой жизни Маккуина. Костюмы были исповедью и отсылкой к тому, что он пережил. В детстве Ли часто был свидетелем домашнего насилия. Жертвой была старшая сестра, которую муж бил до синяков. Позже он изнасиловал и самого Ли. Он создавал образы сильных женщин, на которых надета броня. Броня, которая защищала его чувства, которую он хранил в самом дальнем уголке души. 

Givenchy

В 1996 году Маккуин стал главным дизайнером Givenchy и занимал эту должность до 2001 года. Своим появлением в Париже он нарушил во многом консервативную жизнь мастерских – Ли с командой таких же молодых коллег были словно кучкой детей, которые туда-сюда носились по коридорам. К тому же никто из них не говорил по-французски, Александр объяснял все рисунками в воздухе. Он общался со всеми коллегами абсолютно на равных и с уважением. В 1997 году прошел показ первой коллекции МакКуина для Givenchy под названием «В поисках Золотого Руна». В ней он вдохновился логотипом Givenchy, бело-золотистой буквой “G”, похожей на греческий орнамент. У каждой модели был свой характер, почерк и личность. Каждая девушка сама по себе могла быть отдельным шоу. В них было ощущение силы и перевоплощения – из женщины в фантастическое создание или воина, который отправился на поиски золотого руна. Они привезли Англию в Париж, но своим оригинальным способом.


Я видел себя в глазах прессы и общественного мнения как газель, а газель всегда съедают. Я именно так вижу человеческую жизнь – нас всех очень легко стереть из памяти, такова хрупкая жизнь дизайнера. Вот ты есть, вот тебя нет. Это джунгли.

Сотрудничество с брендами

В 2007 году Маккуин стал первым дизайнером, который сотрудничал с канадским брендом MAC Cosmetics, создав линию, вдохновленную Элизабет Тейлор из фильма «Клеопатра». Поэтому у моделей были ярко-зеленые, синие и бирюзовые глаза с сильной черной подкладкой в ​​египетском стиле. Он также сотрудничал с такими брендами, как Puma и с брендом чемоданов Samsonite.

Единственный брак

В 2000 году в одном из лондонских гей-клубов Александр познакомился со своим будущим партнером, кинодокументалистом Джорджем Форсайтом. В те времена любовники колесили по клубам, пабам и отелям. Посещали много деловых и частных вечеринок. Однажды, когда очередная дурь стукнула в голову, Ли и Форсайт решили пожениться. На Ибице, на борту трехпалубной яхты, принадлежавшей другу Кейт Мосс, какой-то мужчина, одетый в рясу священника, прочел скороговоркой проповедь и спросил, согласен ли каждый из джентльменов «и в горе и радости…»? Для бойфрендов и друзей это было скорее шоу, чем свадьба. Юридической силы союз не имел, а пара оставалась любовниками и близкими друзьями еще долгие годы.

Водная стихия Маккуина 

Вдохновением для Ли в разное время были птицы, бродяги, африканские племена масаи, рыцари, Венеция и карнавалы, шахматы, китайские сады, архитектура и дикие животные. Однако самым большим увлечением британского дизайнера был дайвинг, которым он занимался во время поездок на Мальдивы. Ему нравилось чувствовать себя под водой, словно в другом мире. Вдали от всего, как будто ты только родился и плывешь, во всей своей невинной чистоте. Именно этим местом Маккуин вдохновился для печально известной коллекции Plato’s Atlantis. Идея была в том, что люди уходят с земли обратно в море. Жакеты с лацканами, напоминающие широкие плавники скатов и воздушные медузообразные топы были показаны в рамках модного сезона Весна/Лето 2010. Коллекция стала последней выпущенной при жизни дизайнера. Этим шоу он как будто сбросил на всех бомбу и сказал: «Всему конец».

Величайшая потеря мировой моды

Непристойное давление индустрии моды в конечном итоге сказалось на Александре, ведя его по пропитаной наркотиками спирали, от которой он не смог оправиться. Чем больше у него становилось денег, тем несчастнее он был. Страдал от тревожности, депрессии и панических атак. В феврале 2010 года он покончил жизнь самоубийством, накануне похорон матери. Её смерть стала последней каплей. 

Маккуину было 40 лет. Однако, за свою недолгую жизнь дизайнер сумел четыре раза получить награду «Британский дизайнер года», был награжден Орденом Британской империи и создал одноименный модный дом, который и сегодня продолжает влиять на мировые модные тенденции. Дары, которые он оставил, действительно были неповторимыми.

Я так громко заявляю о себе в моих работах. Мне кажется, что все, что я делаю, очень личное. Даже Кейт Мосс, превращенная в голограмму – это нечто личное, эфемерное. Это мгновение, когда я в согласии с небом и полон блаженства. Если хочешь узнать меня, просто взгляни на мои работы.

Текст: Valeriak Khramtsova