MBKFD. Зоя Звиняцковская, fashion-критик

Тема моей лекции будет такая: «Антигламур, как тренд. Украина в тренде». В этой лекции два корпуса смыслов. Первый корпус – это антигламур, как тренд. Мне кажется, что сейчас есть такая тенденция и она гораздо шире, чем сами вещи и их цвет. Вторая мысль, которую я хотела бы проиллюстрировать, сообщить и доказать, это то, что Украина является частью этого тренда.

На лекции, которую я читала в прошлый раз, народу было много. Сначала было всем очень скучно, что и неудивительно. Но к концу все так оживились, вопросы начали задавать. Я даже на несколько секунд почувствовала себя звездой. Меня очень вдохновил этот опыт.

 ▪

Лекции – это как показ коллекций. Ты там себе думаешь что-то под диваном и тебе кажется, что ты невероятно умный. А когда ты проговариваешь это публично, сам начинаешь понимать, что фуфел, а что действительно стоящая мысль. Дело даже не в том, как люди прореагируют, ты сам для себя проясняешь многие вещи. Это необходимая практика для любого человека, который о чем-то размышляет.

 ▪

На стадионе «Олимпийский», где пройдет Mercedes-Benz Fashion Week Kiev, я не была. Но, по-моему, там и не надо быть, чтобы понять, что это запредельно круто. Подобная площадка не менее, а может быть, и более модна, чем то, что там будет происходить. Это просто потрясающий выбор для любого fashion-мероприятия.

 ▪

Украинская мода прекращает свое существование прямо на наших глазах. Она умерла сегодня, когда появился MBFW. Начинается мода.

 ▪

Мне абсолютно наплевать на возраст участников MBFW. Будь им 8 или 108 лет, – были бы таланты. Есть некая современность и нужно быть ей адекватным. Тави была мне интересна, не потому что ей было 12 лет, а потому что она писала классные вещи. Возраст – это не подвиг.

 ▪

Молодежь сейчас взрослеет раньше. Они имеют взрослые цели, взрослые задачи. Реально оценивают себя и окружающие вещи. За этим очень интересно наблюдать. Не знаю, насколько приятно жить, когда в 16 лет ты должен быть взрослым человеком, но наблюдать со стороны за всем этим очень занимательно.

 ▪

Не скажу ничего нового, сообщив, что никаких тенденций уже не существует. Нельзя сказать, что в этом сезоне носят одно, в следующем – другое. Все носят, что хотят. И старое разделения на тенденции изжило себя уже давно. В «нулевых» ими уже не пользовались, однако ничего нового не появилось. Единственное, на что хватало мозгов у журналов, — это писать, что тенденций не существует.

 ▪

Есть старые жанры и есть новые жанры, которые родились в ХХ-ом веке. Самый известный пример нового жанра – это мода и бизнес. Новые жанры тем и отличаются от старых, что они новые и к ним нельзя применять традиционные критерии. И спрашивать: «мода – это бизнес или искусство?» – совершенно неправильно. Она находится в новой системе координат, мода – это и бизнес, и искусство.

 ▪

Если у дизайнеров возникают финансовые проблемы, может, они просто плохие дизайнеры?

 ▪

Мне так нравится слушать жалобы, вроде «ну у него есть знакомства», «это все по блату»… Успокойтесь! Так устроена жизнь. Все с кем-то знакомы в этом мире. Что вам мешает?

 ▪

Справедливости не существует. И это дает вам шанс.

 ▪

Украинской моды уже не существует, а украинские дизайнеры еще есть – и это проблема.

 ▪

С перспективами моды все очень просто. Раньше мы существовали в комнате, немножечко темной, немножечко грязной и, очевидно, закрытой. Мы ходили по этой комнате и все пытались сесть в самом выгодном ее углу. Тут посидели, там посидели, но как не сядь, мы оставались внутри. Сегодня мы вышли, наконец, на улицу.

И размышлять о перспективах моды нам уже не нужно. Мировая модная индустрия работает, и изобретать что-то новое нам совершенно ни к чему.

 ▪

Медийность чужда старой Европе. Я имею ввиду популяризацию так называемых инсайдеров fashion-бизнеса. Интеллигентные люди так бы не стали делать. А дело все в том, что уже нет никаких интеллигентных людей. Они там, где нет моды.

 ▪

У меня для вас плохая новость – все нормально. Уже нельзя плакать, нельзя жаловаться на жизнь. Нельзя чувствовать себя умным и быть бедным одновременно.

 ▪

Нет ничего страшнее вчерашней моды.

 ▪

У нас нет рынка для украинских дизайнеров. 50 вещей, продающихся в ПЮРЕ – это не рынок. Я думаю, это изменится. Ведь за 20 лет выросло не только новое поколение дизайнеров, но и новое поколение клиентов.

 ▪

Fashion-журналистики не существует – это все фикция. Когда я была редактором журнала, у меня было много подчиненных – журналистов. Я их дико ненавидела и всегда интересовалась, почему они такие некомпетентные.

 ▪

Украинская система журналистики построена в корне неверно. У нас в университетах учат 5 лет складывать слова. Ты должен получить основную профессию, а потом полгода или год посещать журналистские курсы. Чтобы твое мастерство журналиста было наложено на основу содержательную. Зачем пять лет учиться складывать слова, если даже не знаешь, на какую тему их складывать.

 ▪

Я искусствовед по образованию. Я училась в украинской академии художеств. Как устроена эта коробочка – есть скульпторы, живописцы, графики. А также есть люди, которые о них пишут. Они учатся по одной и той же программе. Они вместе живут, едят, спят, если повезет. И через пять лет выходишь и умеешь все то, что и они. Это гораздо умнее чем если бы я потратила это время в институте журналистики, а потом стала учить, как пишется фамилия Ройтбурд и писать про искусство.

 ▪

Когда мой друг Леша Залевский пригласил меня на показ мод, я ничего про этот мир не знала. Признаться честно, я была потрясена, и дело даже не в том, что мне понравились тряпочки и платьица. Я с первого раза поняла, что мода – это говорящий инструмент.

 ▪

Я вообще людьми увлекаюсь. И для меня искусство было тем инструментом, с помощью которого я могла понять, что люди думали в то время и что думают сейчас. В моде я увидела те же самые рычаги.

Время фактических описаний уже пройдено. Дело даже не в моде. Сам характер информации, которую мы получаем, стремится к тому, чтобы быть структурной. Именно структурная подача материала является современной. Описательный стиль – это уже даже не ХХ век, а гораздо древнее. Поэтому от описаний, вроде «а вот тут были такие-то рюшечки. А в финале вышла невеста, на плече у нее был попугай» — уже сводит зубы. Люди мыслят иначе. С ними нужно уже разговаривать на другом языке. Я попыталась, в меру своих скромных сил, этот язык презентовать в своей книге.

 ▪

В книге я пыталась написать так историю украинской моды, чтобы она стала интересной для молодежи. Я ее очень актуализировала и рассказала с современных позиций.

Я прошла несколько фаз в работе над этим материалом. В начале, когда я только-только начала работать, мне казалось, что я нашла самое настоящее сокровище. Когда я приступила к работе, я пережила фазу полнейшего разочарования – материал рыхлый, не структурированный, безнадежно неактуальный. Только потом я поняла, что данная тема является источником интересных мыслей и выводов. Я горда тем, что полгода провела над книгой.

 ▪

Мир изменился. География стала социальной. Она не делится на страны и материки, она делится на людей, которые думают одинаковым образом.

Записал Александр Коптев

Незалежне діджитал видання про тренди та інновації у житті кожного. Ми висвітлюємо теми моди, культури, технологій та лайфстайлу. Наші контриб’ютори – представники різних професій, які говорять з аудиторією про завжди актуальний та позачасовий прогрес. Експертиза та досвід дозволяють нам робити інформацію зрозумілою та впорядкованою для читача, а головне – прикладною.