Met Gala и цитаты из мира искусства

13.09.2021
Met Gala 2021

Сегодня в Нью-Йорке состоится долгожданное светское событие – ежегодный бал Института Костюма Met Gala. Накануне мы попросили искусствоведа Наталью Богачеву рассказать о костюмах, которые за время существования Met Gala цитировали известные работы мира искусства.



Традиционно, главное фэшн событие года, ежегодный бал Института Костюма, «Оскар Восточного побережья» Met Gala проводят в первый понедельник мая (вспомним фильм The First Monday in May). Однако в этом году, в связи с пандемией, бал случится уже в этот понедельник, 13 сентября. Темой 2021 года станет In America: A Lexicon of Fashion, а в 2022 – In America: An Anthology of Fashion.


Надо отметить, что связь мира моды и искусства очевидна, ведь сам Институт Костюма и является подразделением культового Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Неудивительно, что иногда знаменитости выбирают наряды, которые цитируют известные работы мира искусства.


В 2018 году тема ежегодного Met Gala звучала как «Небесные тела: мода и католическое воображение». Ariana Grande вместе с дизайнером Vera Wang решились процитировать самого главного гения католического воображения, великого Микеланджело и его фрески Сикстинской капеллы Ватикана. Цитирование «Страшного суда» Микеланджело многие назвали смелым шагом в связи с печальными событиями на концерте певицы в Манчестере в 2017 году (тогда произошел теракт, в результате которого погибли 22 человека и еще более 100 получили ранения).

Janelle Monae и Christian Siriano вдохновились работами Пикассо и Дали для бала в 2019 году с темой «Кэмп: Заметки о моде». Тема содержала референс к эссе Сьюзан Сонтаг 1964 года – ожидалось, что знаменитости должны были создать самые экстравагантные и «преувеличенные» образы. Janelle решила процитировать двух великих художников и создать этот сюрреалистичный образ на красной дорожке. Считается, что еще одним источником вдохновения могли послужить и работы знаменитого фотографа и сюрреалиста Ман Рэй.

Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) и его сюрреалистичные работы послужили вдохновением для образа американского актера Ezra Miller в том же 2019 году. В своем автобиографическом эссе Рэй выразился так: «Картина появляется из сердца через глаза, фотография обращена через глаза к разуму». Глаза часто фигурируют на работах знаменитого американца, который фотографировал всех знаменитостей своего времени – например, работа Ман Рэй, на которой изображена Луиза Казати с двумя парами глаз.

На том же балу всех поразил наряд Katy Perry, которая надела светящееся платье-люстру Moschino. Это цитата наряда, созданного Полем Пуарэ для знаменитой итальянки, маркизы Луизы Казати.

Удивительная жизнь маркизы, которая сама себя считала the living work of art, шокировала многих – маркиза приказывала застилать коврами площадь Сан Марко, чтобы она могла прогуляться по ней босиком, любила гулять с двумя гепардами на привязи и вообще отличалась довольно эпатажным образом жизни. При этом маркиза была последовательна и фиксировала свою жизнь – известно более 360 ее портретов, заказанных разным художникам, многие из которых были выставлены в Палаццо Фортуни в Венеции в 2014-2015 годах. Больдини, Бакст, Маринетти, Ман Рэй, ван Донген и это лишь некоторые из имен. Луиза Казати считалась главной музой итальянских футуристов и была также известна своей многолетней связью с итальянским писателем д’Аннунцио. Была маркиза в какой-то степени и мастером перфоманса – ее появления на балах всегда становились предметом для обсуждения.

Неистовая Луиза заказывала наряды у Бакста, Поля Пуарэ (именно его образ «Фонтан» и стал одним из самых узнаваемых цитат в мире моды), а еще один наряд маркизы в буквальном смысле слова ударил ее током, так как включал в себя лампы, которые должны были символизировать футуристов, а следовательно, и все новое.

BBC называет Луизу Казати Леди Гагой ревущих 20-х, а леди Гага, как известно, один из главных тренд сеттеров современности и в определенном смысле муза Анны Винтур и Met Gala.


Если речь идет о перфомансе, то в том же 2019 году актриса Tracey Ellis Ross пришла на красную дорожку с рамой – референс перфоманса в 1983 году, когда Lorraine O’Grady обрамляла в раму лица афроамериканцев и латиноамериканцев во время парада African American Day.

Уже сегодня ночью, начиная с 00:30 ждём образы этого года и новые цитаты из мира искусства.

Авторка:

Наталья Богачёва

Искусствовед, лектор, Cambridge CELTA 

@nbogachova