Работа fashion-иллюстратором в Украине: ожидания vs реальность

Fashion-иллюстрация переживает очередной рост популярности в модной индустрии: в эпоху изобилия всевозможных фотографий, изображения, на которые было потрачено больше, чем несколько секунд, ценятся гораздо выше. Гаранс Доре, Фифи Лапэн, Ричард Хейнс и многие другие fashion-иллюстраторы пользуются всемирной популярностью, в то время как в Украине ситуация несколько иная. Отсутствие соответствующего образования в университетах, неадекватные требования заказчиков и весьма ограниченные рамки для реализации творческого потенциала – таковы непростые реалии работы fashion-иллюстраторов в Украине. К счастью, есть и положительные тенденции, которые все отмечают.

Продолжая анализировать украинскую fashion-индустрию, мы пообщались с ведущими модными иллюстраторами о том, насколько сильно отличается реальность работы fashion-иллюстратором в нашей стране от их ожиданий.

Инна Мазур

«На данном этапе развития fashion-индустрии в Украине потребность в иллюстраторах постепенно растет, но, тем не менее, сложно реализовать свой творческий потенциал. Во время обучения в Сент-Мартинсе (Central Saint Martins College of Art, London – ред.) мои работы были в числе лучших, а у нас, несмотря на постоянное усовершенствование своих художественных навыков, очень сложно стать востребованным без поддержки представителей fashion-индустрии».

Лилит Саркисян

«Иллюстратор, как и любая другая творческая профессия, в Украине воспринимается заказчиком и покупателем как хобби, а не работа. Оценивается она так же, если только ты еще не успел построить себе «имя» и зарабатывать именем, не работами. Я получаю большое количество заказов от различных компаний и частных лиц, но в основном сотрудничаю с дизайнерами как fashion-иллюстратор. Рисую принты для коллекций, разрабатываю рекламные кампании и брендбуки, создаю пригласительные на показы и оформляю витрины дизайнерских шоурумов.

В работе fashion-иллюстратора важно понимать и принимать, что ты — копируешь копию. В этом трудность работы: если ты не профессионал своего дела, то очень легко можешь раствориться в других стилях и либо никогда не найти свой, либо потерять то, что уже тобою наработано. Ведь выполняя заказ того или иного дизайнера, тебе приходится подстраиваться под его концепцию, технику коллекции, принципы работы. Поэтому своим личным успехом я считаю умение давать то, что от меня хотят, при этом сохранив свой собственный стиль в каждом индивидуальном заказе».

Марьяна Марше

«В Украине fashion-иллюстрация только становится популярной, и если ты один из первых – это уже серьезное конкурентное преимущество. К сожалению, это направление все еще недостаточно развито – многие заказчики не понимают его и заказывают портретную точность на рисунках, которая нивелирует смысл фешн-иллюстрации как таковой, где главную роль играет образ. Благодаря Instagram, я не ограничиваюсь украинским рынком и работаю также для иностранных проектов, где больше свободы для творчества. Чтобы освоить профессию fashion-иллюстратора, я три года изучала всевозможные примеры в интернете, так как в украинских глянцевых журналах и литературе подобной информации нет. Хотелось бы видеть больше иллюстраций в украинском модном глянце, ведь людям это всегда нравилось».

Braty

«Мода всегда была важна для нас, как среда, в которую мы можем вмешиваться и создавать образы. Реальность такова, что зачастую в Украине приходится делать все в последний момент, и поэтому мы должны найти формулу идеи и исполнения очень быстро, что иногда мешает раскрыть весь потенциал и показать всю глубину идеи. Нам повезло, что на нашем пути встречаются заказчики, которые ценят именно наш взгляд на иллюстрацию и поэтому ожидания и реальность очень часто совпадают, но главное здесь – не перейти тонкую грань между сотрудничеством и чрезмерным контролем за выполнением заказа. В противном случае, работа становится синтетической и «без души».

Поля Медведева

«Сегодня украинские иллюстраторы и дизайнеры имеют еще больше карт в руках, чем пять или десять лет назад. Именно Украине я обязана становлением себя как иллюстратора и ювелирного дизайнера — все началось со встречи с бутиком Atelier1, куда я зашла попробовать духи и подружилась с владельцами. Они поверили в меня и заказали серию иллюстраций одежды Poustovit и Podolyan для корнера в Dover Street Market (универмаг в Лондоне — прим. ред.). Тогда креативный директор бутика Дэвид Фоли сделал из меня fashion-иллюстратора (до этого я рисовала только для финансовых журналов и рекламы). Дэвид заставлял меня рисовать по 12 работ в сутки. Важно, чтобы кто-то однажды тебе сказал “чувак, что-то ты мало рисуешь, давай больше”.

 

Лена Лондон

«У нас в стране еще нет пока  сферы fashion-иллюстрации как таковой. Существуют отдельные проекты, нередко очень интересные именно тем, что участие в них принимают иллюстраторы, не специализирующиеся исключительно на моде. Подобная узкая специализация на сегодняшний день абсолютно невозможна — спроса недостаточно для появления предложений. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Возможно, со временем ситуация изменится».

Очевидно, что сфера модной иллюстрации в Украине находится на этапе становления, поскольку многие дизайнеры, модные журналы и владельцы бутиков не пользуются услугами профессионалов, тем самым лишая себя безграничного потенциала fashion-иллюстрации. Если недостаток образования можно сейчас отчасти компенсировать, поехав на обучение заграницу или перенимая опыт иностранных коллег в интернете, то с низким уровнем спроса на иллюстрацию в модной индустрии бороться крайне сложно. Мы искренне надеемся, что в скором времени fashion-иллюстрация в Украине станет популярной и востребованной частью модной индустрии, а иллюстраторы смогут полноценно реализовывать свой творческий потенциал.

Все иллюстрации к данному материалу предоставлены иллюстраторами.