Расовое разнообразие в моде: необходимость или насилие над брендами?

dl-2

Порою кажется, что расовое разнообразие и этническая корректность наконец-то победили – как минимум, в странах Запада: отсутствие толерантности считается пороком и всячески осуждается, цвет кожи больше не влияет на социальный статус и карьеру. Однако модная сфера, к сожалению, до сих пор остаётся зоной дискриминации, что недавно подтвердил скандал, связанный с модными Домами Vetements и Balenciaga. На влиятельном сайте Business of Fashion вышел материал в формате Op-Ed, в котором автор осуждает дизайнера Дома Демну Гвасалия и его креативную команду за то, что в их кастингах доминируют славянские лица. За последние 10 лет ни одна чернокожая модель или азиатка не появилась на подиуме Comme des Garçons. В шоу сезона осень-зима 2016 от темнокожих девушек также отказались ещё несколько марок: David Koma, Anrealage, Ann Demeulemeester, Noir Kei Ninomiya, Undercover, Junya Watanabe, Veronique Branquinho. Сегодня мы решили разобраться, как подобное в принципе возможно в современной глобализированной и многонациональной среде.

cjkj (2)

Интересно, что крупные компании масс-маркета ведут себя кардинально иначе: в их каталогах снимаются темнокожие, бразильянки, японки, восточные девушки – и эту позицию нельзя назвать неверной, ведь самыми активно растущими модными рынками на данный момент являются Африка и Ближний Восток. Тем не менее, индустрия люксовой одежды остаётся удивительно «европеизированной»: по подсчётам того же Business of Fashion, в этом сезоне в 117 основных шоу мировых Недель моды из 3,875 отобранных моделей лишь 797 были не европеоидной расы (к ним причисляются негритянки, азиатки, латиноамериканки и другие). То же самое касается и глянцевых изданий: согласно информации The Fashion Spot, среди сентябрьских выпусков главных модных изданий 2015 года (номер, который традиционно считается самым объёмным и значительным в году) лишь 12 из 41 вышли с темнокожими девушками и парнями на обложках, при чём большинство из героев первой полосы были селебрити, а не моделями. Если мы говорим про рекламные кампании, то в них также 85% работы достается моделям европейского типа. Удивительно, но в многонациональной и политкорректной Америке даже на уровне дизайна прослеживается некоторая дискриминация: из 470 членов CFDA, Союза американских дизайнеров, лишь 12 являются афроамериканцами. Так почему же западная модная индустрия, несмотря на очевидную выгоду и буквальную моральную необходимость разнообразить свой этнический состав, продолжает оставаться закрытой «европейской» сферой?

cjkj (1)

Робин Гиван, модный редактор The Washington Post, утверждает, что дело, во-первых, в традициях. Исторически сложилось так, что крупнейшие модные корпорации вроде Kering и LVMH находились на Западе, тенденции и тренды определялись в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Милане, и слово «мода» ассоциировалось именно с западной культурой – и ориентировалась индустрия, соответственно, на западного потребителя. Во-вторых, как утверждает Рена Льюис, профессор культурный исследований из London College of Fashion, «мода не пытается приспособиться к изменившейся ситуации; она «продаёт» не столько реальную жизнь, сколько идеализированный образ, которого очень сложно достичь». Именно этот «миф и идеал западной модной традиции» fashion-индустрия и пытается популяризировать на развивающихся рынках, предлагая им вместо моделей, с которыми клиенты могли бы себя идентифицировать, моделей не местного типа, а традиционно, ещё со времен Средневековья, считающийся «красивым и утонченным» «белый» типаж.

cjkj (3)

Тем не менее, даже премиум-марки зависят от своего покупателя, а не диктуют ему правила: примером может служить увеличившееся количество моделей-азиаток как реакция на желание марок заполучить себе в клиенты китайских потребителей, новую платёжеспособную категорию. В то же время, мода – не только бизнес, но ещё и творчество, и некорректно принуждать дизайнеров включать в свои шоу «цветных» моделей исключительно из-за необходимости проявить этническую толерантность.

71A6091-933x700

В сезоне осень-зима 2016 двое украинских дизайнеров показали свои коллекции на главных модных подиумах мира, и в обоих шоу присутствовали темнокожие модели. Мы спросили у Анны К, шоу которой прошло в рамках Недели моды в Нью-Йорке, было ли её решение задействовать «цветную» модель продиктовано политкорректностью или видением показа. Anna K призналась: «Кастинг-директором для показа в Нью-Йорке была моя подруга и лицо Mercedes-Benz Kiev Fashion Days Алина Байкова. Целых 2 дня мы тщательно выбирали моделей для предстоящего показа. Главной задачей для нас было подобрать девушек, внешность которых гармонично сочеталась бы с каждым нарядом моей коллекции. Тереза Джонсон, темнокожая модель, была одной из моих фавориток. Её яркая внешность идеально воплощала задуманный облик гостя из будущего. К примеру, белое шёлковое платье по единогласному решению досталось именно Микаэле Косьяновой (модель европейского типа – прим. ред.). В моём наряде она выглядела, как настоящий ангел. Я считаю, что при выборе моделей дизайнер, в первую очередь, должен ориентироваться только на собственное видение каждого образа и показа в целом». То есть в случае, если концепция коллекции и её создателя предполагает этническое разнообразие моделей, искусство и толерантность удачно работают вместе на успех, однако создавать это разнообразие искусственно, в ущерб ДНК бренда – неправильное решение, которое не оценят ни критики, ни покупатели.

modelswalkrunwayantonioberardifall2013o0ckr8t4aqkl

Модная индустрия далека от политики и не всегда поддаётся влиянию последних социальных трендов, а также является крайне консервативной сферой – в плане смены традиционных порядков, взаимоотношений с технологиями и прочего. Но всё меняется, и не исключено, что недавние скандалы принудят некоторые марки изменить подход к кастингу моделей и попытаться ориентироваться на разноплановую аудиторию. В то же время, многие дизайнеры, уверенные в правильности своей концепции, вряд ли захотят подчиняться требованиям прессы и общества, несмотря на все нападки со стороны последних.

«