Интервью

«Сценарий моей жизни разворачивается на двух земных полушариях». История сценариста телепроекта «Орел и решка» Юлии Авраменко

Иванна Петрович
лвпарл

Наверняка хотя бы раз при просмотре телепрограммы «Орел и решка» вы задумывались о том, насколько повезло тем, кто является частью команды проекта и имеет возможность путешествовать по миру, называя это своей работой. С одним из таких людей пообщалась редакция FWD. Героиней интервью стала Юлия Авраменко – сценарист шоу «Орел и решка. Перезагрузка». Объездив 47 стран, Юлия поняла, что работа (в привычном ее понимании) стала для нее образом жизни, а путешествия – своеобразным наркотиком. Девушка рассказала, как ей пришлось есть живого осьминога, праздновать Новый год под водой с аквалангом, в чем специфика работы сценариста на travel-шоу и многое другое.


Ты работаешь сценаристом на очень известной передаче «Орел и решка». Расскажи о своем пути к этой карьере и из чего тебе пришлось выбирать?

Я до этого работала сценаристом на реалити-шоу, а до реалити-шоу я была журналистом на новостях. То есть у меня не было изменений в профессии, как бывает: «фасовала огурцы, а потом в один прекрасный день стала сценаристом». Я с первого дня работаю в журналистике. Менялись проекты, направления, специфика, но суть оставалась та же.

В какой момент ты поняла, что путешествия – это твое?

Ты никогда не понимаешь, что это твое. У путешествий есть одна особенность: они очень затягивают. Ты начинаешь жить в параллельной реальности, у тебя все измеряется поездками. Уезжаешь – здесь лежит снег, приезжаешь – люди уже в футболках, шортах: лето. Друзей видишь раз в полгода, да и то с ними сложно встретиться… Даешь себе обещание: вот вернусь из следующей поездки, обязательно пойду в спортзал. А из следующей поездки ты возвращаешься через полтора месяца всего-навсего на две недели. И каждый раз ты возвращаешься из поездки и думаешь: все, надо прекращать, надо жить, как все люди, но путешествия – это наркотик, с которого очень сложно «спрыгнуть».

IMG_6013

В чем прелесть путешествий для тебя?

Лично для меня это люди и картинка, которая активно меняется. Обычно у людей активности происходят на выходных, после рабочей недели, а у меня каждую секунду. И постоянно меняются ситуации: представь, сейчас ты идешь в какие-то страшные фавелы, где кругом одни нищие дети, а через два часа приходишь в крутой ресторан и общаешься с поваром, у которого две звезды Мишлена, и он готовит для звезд Голливуда. То есть у тебя такая концентрация событий, что в течение одного дня ты видишь миллион разных людей, узнаешь много разных историй, и это очень круто. Бывает такое, что за неделю ты можешь трижды поменять страну. И ты, конечно, от этого кайфуешь, потому что это бесценный опыт. Плюс путешествия дают мне уверенность, что в жизни все возможно. Ты понимаешь, что сейчас сидишь в Киеве, а через 12 часов должен быть в Нью-Йорке.

Ты сказала, что за неделю можно побывать в трех странах. Сколько стран у тебя за плечами на сегодняшний день?

47 стран. (Смеется.) Это очень смешно, потому что, когда коллеги спрашивают, сколько у меня стран, я отвечаю: «47», и они такие: «Ну ничего, еще год, и будет 70». У большинства членов нашей команды эта цифра уже давно перевалила за сотню. А когда говоришь другим, то слышишь: «Ого!» Такая вот разница.

А за какой период это накопилось?

За два с половиной года.

Сколько стран ты еще хочешь посетить, какая цифра для тебя станет рекордной?

Ну, вообще в мире 203 или 205 стран.

Ты хочешь увидеть все?

Я бы хотела. Меня привлекают страны, куда не поедешь, например, с мужем и детьми, – вот в Гондурас вряд ли ты их потянешь. И хочется побольше таких уникальных стран посетить.

А какая страна тебя сейчас интересует больше всего? Что самое необычное тебе хотелось бы увидеть, чего еще не было в твоих путешествиях?

Я большой фанат Латинской Америки, объездила там много стран, еще осталась парочка, в которых я не была: Колумбия, Венесуэла, где невероятно опасно.

Ты не жалеешь о выборе своей профессии?

Нет, не жалею.

IMG_6474

Мне кажется, многие завидуют тебе. Ты как думаешь?

Ты знаешь, тут все неоднозначно. Мне все говорят, что это работа мечты. Мне иногда хочется позвонить таким людям в 5 утра, когда я дописываю сценарий, делаю монтаж или сдаю дедлайн. Всем кажется, что это только путешествия, но кроме путешествий это еще огромнейшая ответственность и тяжелая работа. Ответственность за контент: вот ты попадаешь в ситуацию и понимаешь, что у тебя есть только один дубль, и тебе уже ничего не удастся переснять, то есть то, что вы сейчас снимите, то, что вы сейчас выжмите из этих обстоятельств, это и пойдет в кадр. Ты понимаешь, что как сценарист ты несешь ответственность, чтобы материал был максимально интересный.

А как происходит сама съемка? Ты до поездки готовишь материал или после?

Мы готовимся перед поездкой, ищем что-то новое, что появилось за последнее время, когда мы последний раз появлялись, ведь сейчас ездим с «Перезагрузкой», то есть мы «перезагружаем города», которые оказались самыми рейтинговыми, самыми просматриваемыми. Когда мы приезжаем на место, перед нами стоит глобальная задача: поймать эту атмосферу, настроение города. Потом мы привозим этот материал, и вот в этот момент начинается работа на монтаже. Я монтирую не все программы, которые снимаю, у нас это лотерея, кому что выпадет. Мы с режиссером монтажа придумываем, как интереснее сделать этот сюжет, и потом уже все вместе принимаем решение, что из этого расширить, дообъяснить или, наоборот, сократить. И все, так программа выходит в эфир.

Насколько сложно работать с продюсером, режиссером и редактором?

Мы с режиссером – команда, потому что мы, как две половинки одного целого, то есть вместе работаем на общий результат. Нам повезло, ведь команда небольшая, и все вовлечены в процесс, всем интересно. В основном борьба за время, потому что хочется показать максимально много, а программа не резиновая, то есть ты понимаешь, что в эфир выйдет 45 минут, максимум 50. Поэтому борьба только за время.

Почему именно этот проект, а не любой другой?

«Решка» случилась в моей жизни абсолютно случайно. Я не планировала этого. У меня была другая работа, потом проект закончился, и я решила отдохнуть. Я решила, что месяц буду просто читать книги, смотреть сериалы, учить английский, ходить в зал. И мне позвонила знакомая, сказала: «Слушай, вот на «Решку» ищут сценариста, ты не хочешь попробовать?» И вот оно как-то все и завертелось.

Есть какие-то телешоу или телепрограммы Украины, которые тебе нравятся в плане сценарного мастерства?

Украинцы – очень крутые специалисты, они делают супер крутые шоу. Вот я сужу даже по своим коллегам: их приглашают во все страны. Половину программ, которые выходят на русских телеканалах, делают наши продакшены, наши ребята: сценаристы, режиссеры, операторы. Зная нюансы работы в реалити, я вижу колоссальный труд ребят, которые делают того же «Холостяка» или «Від пацанки до панянки». Я представляю, сколько это было бессонных ночей, сколько раз у них менялись планы в процессе съемки.

Наши ребята легко могут сделать все, что придумывают в любой стране мира. Возможно, из-за того, что у нас много талантов и поначалу было не очень много проектов, поэтому была большая конкуренция.

Расскажи, как происходит съемочный процесс одного дня?

Начнем с того, как у нас обычно все начинается: группа прилетает и рано утром мы отправляемся снимать подброс монетки, когда ведущие выбирают между собой – кто будет «бедным», кто «богатым». Группа тоже подбрасывает. Операторы, режиссеры, а я уже к одному из режиссеров автоматически «приклеиваюсь». После подброса монетки группы разъезжаются по своим съемкам.

Вы в каждом городе берете монетку именно этой страны?

Да! У нас Антон Птушкин гениально придумал: он коллекционирует монетки из каждого города. У него есть монетки, которые мы подбрасываем на старте. Очень крутая идея!

IMG_3709

Вы находитесь с командой 24/7. Что помогает вам не срываться друг на друге и поддерживать здоровую атмосферу?

У нас из сезона в сезон меняются команды, операторы, продюсеры, но все равно у нас семейные отношения. Все заботятся друг о друге, ведущие очень переживают за операторов, особенно Настя. (Смеется.) Операторы не поели – она тычет им какой-то банан, еще что-то из рюкзака, яблоки, вафли. Понятно, что из-за того, что мы проводим столько времени вместе, все знают друг о друге все: у кого на что аллергия, кто что ест и в каких количествах. У нас нет бытовых конфликтов, рабочие разногласия решаются здесь и сейчас. Я не знаю вообще, как так получается, это магия «Решки» какая-то, здесь собираются понимающие люди, и поэтому путешествие становится вдвойне приятным.

Ты сказала, что вы знаете почти все друг о друге, может быть, у тебя есть какой-то скрытый талант, о котором знает только съемочная группа?

Талант – вряд ли, но всегда есть какие-то смешные шутки, «внутряки», еще какие-то смешные моменты. Не то чтобы талант, скорее особенности. Например, я по утрам очень неразговорчивая. (Смеется.) И мы над этим всегда смеемся: Настя говорит, что с утра мое лицо выражает боль всей съемочной группы.

Что тебе помогает переносить все эти перелеты, переезды, как ты борешься с недосыпом?

Мне кажется, мой организм не чувствует, как меняются часовые пояса, температурный режим, влажность воздуха, все остальное. Конечно, недосып – это страшная вещь. Я научилась спать везде и всегда, даже если летим всего 40 минут, даже в самом неудобном кресле, даже если рядом возле меня сидит два 100-килограммовых пуэрториканца. Через 40 минут просыпаешься, садишься в следующий самолет. (Смеется.)

Как обычно выглядит ваша съемочная группа и ты, в частности, в момент съемок?

Это тоже еще одна интересная история. Наши продюсеры хотят, чтобы группа всегда выглядела максимально презентабельно. А как может выглядеть человек, который с утра был в фавелах, в каком-то сливном коллекторе, который тут недавно построили, а через два часа ему надо присутствовать на дорогом концерте. Понятно, что ты снимаешь свитшот с капюшоном и в лучшем случае остаешься в белой футболке – это максимум.

Неудобство в том, что ты, например, должен ехать на месяц, у тебя 5 разных стран, где могут быть абсолютно разные температурные режимы: в одной минус 10, в другой – плюс 30. И всю одежду нужно поместить в чемодане, учитывая лимит на килограммы: на самых крутых авиалиниях это 25 кг, а в основном 20-23 кг. И нужно уместить косметику, обувь, теплые вещи, летние вещи. Это сложно, и поэтому стараешься максимально упростить свой гардероб. Когда листаешь модные журналы, видишь красивых людей и думаешь: «Люди так стильно одеваются, как это круто, я тоже так хочу». А потом пакуешь чемодан и понимаешь, что просто не напасешься вещей на поездку, если будешь собирать какие-то стильные луки.

IMG_7782

А насколько увеличивается вес чемодана, когда ты возвращаешься в Киев?

Мы давно вышли из той категории людей, которые покупают магниты в каждом городе. (Смеется.) Это нерентабельно, ведь вес прибавляется и прибавляется. Когда мы летим, чемодан уже набит под завязку. Мне кажется, что момент сувениров, подарков для родных и близких проходит в первые поездки. Хотя Женя Синильников – наш режиссер, человек, который посетил больше ста стран, в одной из поездок решил купить гамак. (Смеется.) Потому что в Никарагуа хорошие гамаки, понимаешь ли. Поэтому из Никарагуа как бы грех не привезти гамак.

Какое было самое дорогое приобретение?

Видишь ли, если бы они тратили деньги с золотой карты на съемочную группу, было бы, конечно, приятнее. (Смеется.)  Я люблю покупать книги. Я фанат бумажных книг и, когда вижу книжный магазин, могу потратить там всю свою зарплату, чужую зарплату и вообще все деньги мира. Так случается, например, когда ты пытаешься совершенствовать свои знания английского, и тебе кажется, что после прочтения истории об Илоне Маске на английском ты сама станешь как Илон Маск, да еще и со знанием английского.

Какие книги ты читаешь? Наверное, связанные с твоей профессией, по сценарному мастерству?

Я прочитала много книг по сценарному мастерству еще задолго до «Решки», например «Спасите котика», «История на миллион», «Кино между адом и раем». Был такой период, когда казалось, что, прочитав умную книгу, сразу станешь профессионалом. Ты скорее вдохновляешься, чем черпаешь какие-то полезные навыки. Профессия журналиста, сценариста – это ремесло. Ты его осваиваешь в полях, когда понимаешь, что у тебя есть такие вот обстоятельства и ты должен действовать именно в них. Поэтому мне больше нравятся биографические истории успеха. Они вдохновляют, дают уверенность в том, что люди способны преодолеть многое.

23347934_155212868556456_6670258199813160960_n

Какие книги можешь посоветовать?

Абсолютно стандартные, которые сейчас очень популярны, например, о создателе Starbucks, или вот недавно из поездки я привезла книгу о компании Tiffany and Co. Советую почитать об Илоне Маске. Когда понимаешь, что парень планирует осуществить колонизацию Марса и реально к этому идет, совершая каждый день какие-то сумасшедшие поступки, а ты не можешь сделать какую-то элементарную работу… Именно такие истории очень сильно мотивируют и вдохновляют.

Что касается ухода: сейчас никого уже не удивляет, когда в самолете кто-то начинает наносить на лицо маску или накладывать патчи под глаза. Пользуешься ли ты такими средствами?

Да, это спасение для всех девочек. Корейцы очень долго от нас скрывали всякие такие патчи и маски, но это невероятно крутая штука. В самолетах очень сухой воздух, а я этого никогда не чувствую, у меня кожа абсолютно спокойно на все реагирует. Но я понимаю, что сейчас она не подает никаких сигналов, но в один прекрасный день я проснусь «старухой», поэтому, конечно, пользуюсь этими средствами.

Чем еще пользуешься для ухода за кожей?

Всегда наношу солнцезащитный крем, даже когда солнца нет, ведь и в странах с постоянной пасмурностью количество вредных излучений превышает норму. В Боливии есть аппарат – он похож на светофор, – который измеряет количество ультрафиолета в воздухе. Иногда доходит до сумасшедших отметок, и хотя страна находится высоко, и вроде облачно, и вроде солнце не сильно жжет, но ты понимаешь, что ультрафиолет зашкаливает.

IMG_6482

Есть что-то такое, что тебя во время путешествий может вывести из себя?

Чтобы вывести – нет. Скучаю по абсолютно бытовым вещам: по маникюру, например. Кому не расскажешь, люди реально не верят, что хороший маникюр делают только у нас в стране. Вот приезжаем мы, к примеру, в ту же Латинскую Америку, а у них там у всех, во-первых, длинные ногти, какие-то сумасшедшие цвета, а во-вторых, заведено кутикулу красить лаком – это считается стильным и крутым.

А если получается попасть в салоны класса люкс? Какие услуги вы выбираете?

Мы стараемся всегда, особенно если это Азия, идти на массажи. Старые тайки делают такой массаж, как никто и нигде в мире.

А если бы тебе на один день дали золотую карту, как бы ты поступила и в какой стране ты бы хотела оказаться?

Я бы хотела оказаться в Америке, в Диснейленде. (Смеется.) Я просто фанат каруселей, парков, сумасшедших аттракционов. Мне кажется, я бы потерялась, и мне дня, конечно, было бы мало, потому что везде очереди. Вообще в мире сфера развлечений достигла какого-то невероятного уровня. Ты садишься в карусель и реально попадаешь на другую планету, становишься участником каких-то сумасшедших событий.

IMG_1859

Тебе нравится Америка и Латинская Америка. А есть ли любимый город или история, которая связана с этим городом?

Очень сложно выделить любимый город. Чем больше стран посещаешь, тем сложнее выбрать. Когда у меня за плечами было 5 стран, я могла с легкостью сказать, что больше всего на свете люблю Рим. Сейчас затрудняюсь, ведь есть еще много стран, в которых я не была. Любая страна крутая, и мне кажется, везде можно найти потрясающие места, активности или природные красоты, интересных людей, тусовки. Мне кажется, в этом и состоит глобальный посыл «Решки» – что нет идеального города и идеальной страны, нужно попробовать по максимуму всего и побольше, потому что как раз в этом весь вкус.

Тебя очень часто можно видеть во влогах Антона Птушкина и Насти Ивлеевой. Ты не думала создать собственный канал? И если да, о чем он мог бы быть?

Я над этим думала, и я понимаю, что мне было бы сложно, ведь люди хотят посмотреть на YouTube какую-то простую, максимально лайтовую историю, наблюдать за жизнью других людей. Мне кажется, что у режиссеров, сценаристов случается профессиональная деформация, когда, например, ты понимаешь, что должно быть все сделано по законам драматургии, должно быть интересно, должен быть классный монтаж, и ты понимаешь, что хобби перерастает в работу.

Что касается эмоций. У вас ведущие часто совершают бесбашенные поступки: едят осьминогов, прыгают с 200-метровой вышки. Ты делала что-то подобное?

Да, мы суперкоманда, мы всегда поддерживаем ребят. И в качестве поддержки мы говорим: если ты это сделаешь, мы тоже. Я помню, когда Антон должен был съесть живого осьминога, мы ему говорили, что в Сеуле это считается деликатесом, ну грех не попробовать! И мы всей командой тогда тоже съели по живому осьминогу, причем все: и оператор, и режиссер, и я. Мы долго жевали эту резиновую гадость, но все-таки съели.

Когда Настя делала свой первый прыжок в Вене с 150-метровой вышки, ребята, чтобы поддержать ее (она очень боялась), тоже прыгнули. Но у ведущих всегда есть выбор. Да, они тоже живые люди, и никто их силой прыгнуть не заставит. Они просто чувствуют ответственность перед зрителями, ведь, когда ты делаешь что-то перед камерой, ты понимаешь, что очень много людей смотрят на тебя, переживают, и еще есть масса людей, которые хотят испытать эмоции. Поэтому ведущие переступают через свои страхи и делают это. Мне лично прыгать еще не выпадало – я чаще с «бедными», как-то так получается.  

Что бы тебе хотелось попробовать из экстрима?

Возможно, прыжки с парашютом. У нас была история. Мы как-то снимали завершающую сцену в Танзании на Занзибаре, у нас был Новый год. Это вообще пляжное место, и мы решили, что у нас будет Новый год, как у аквалангистов, под водой. Вся группа прошла инструктаж, и мы погрузились, причем с елкой, с бутылкой шампанского, и снимали под водой – было очень страшно. Я говорила, что не пойду, ведь это очень серьезно, если начнешь паниковать под водой, могут быть непредвиденные ситуации. И мне сказали: «Ты должна почувствовать в себе силы. Если готова, то пойдешь с нами, если нет, то остаешься на берегу». Я посмотрела на всех этих людей и подумала: «Вот они все пойдут, а я останусь, и ведь это всего лишь страх, а страх – это работа с мозгом». Просто нужно себя убедить, что ты не боишься, и пойти.

16584744_256860974725690_3374010747347533824_n

Для чего тебе вообще твоя работа? Для эмоций, для впечатлений, для заработка? Как ты относишься к ней?

В глобальном смысле я ощущаю ответственность «Решки» перед людьми и детьми, в частности, ведь очень много детей смотрит «Решку». Встретилась с коллегой, с которой раньше вместе работали, у нее 14-летний сын, вообще неуправляемый подросток, и она говорит, что сын «Решку» смотрит постоянно. И когда ты понимаешь, что зрителям это интересно, ты осознаешь, что это же такой шанс – донести до них информацию, рассказать, показать. Это возможность менять мир.  

А насколько важны для тебя личностный рост, самореализация и успех?

В фильмах вроде «Дьявол носит Prada» показано, как целеустремленно люди идут к цели. У меня другая история. Возможно, потому что я не сижу в офисе и сценарий моей жизни разворачивается не на 5 квадратных метрах с двумя-тремя коллегами, а на двух земных полушариях, где задействовано огромное число людей, я понимаю, что все возможно. Столько встречается замечательных людей, которые в 50 круто меняют свою жизнь, меняют профессию, делают невероятные вещи! И я отношусь к своей работе как к образу жизни. Я занимаюсь этим не для того, чтобы строить карьеру, а потому что мне это по кайфу, это как религия или секта. (Смеется.)

Можно ли совмещать работу, которая забирает все твое время, с отношениями?

Я не знаю, у нас есть в команде люди, которым удается поддерживать отношения на сумасшедших расстояниях. Мне кажется, что они просто настолько долго в отношениях и настолько, возможно, близки друг другу по духу, что разделяют и переживают одни и те же эмоции на расстоянии 10 000 километров. Но мне сложно!  

26863694_1589026414520366_511707587670966272_n

Ты говоришь, что наши специалисты востребованы повсюду. Не возникало ли у тебя желания переехать за границу и там заниматься сценарной работой?

Я хочу, конечно, переехать в США. Не знаю, как насчет профессиональной деятельности… Во-первых, я планирую еще поучиться, я думаю, мне это нужно. В той же Америке образование – это невероятно увлекательная история. В университеты идут учиться уже взрослые люди, а не как у нас после школы в 16 лет неосознанно. Лекции ведут очень интересные, великие люди, которые достигли в своей профессии high level. Они делятся опытом, рассказывают о тех сложностях, с которыми они столкнулись в свое время, как они их решали.

А что для тебя значит «много работы» и «мало работы»? Как ты разграничиваешь эти понятия?

Я понимаю, что много работы и мало работы – это не про творчество. Творчество – это такой процесс, который происходит, условно говоря, всегда. Даже когда моешь посуду, ты постоянно обдумываешь какую-то идею.

Если бы можно было вернуться во времени, ты бы выбрала эту профессию?

Да, но я бы выбрала другое образование. Я теперь понимаю, что мое образование журналиста – это, конечно, очень круто, красиво звучит, но я бы, наверное, учила языки. Я бы выучила еще два-три языка. Или химию, или физику – то есть я бы учила скорее то, что я не выучу в обычной жизни. Потому что журналистика – это ремесло, и человек из абсолютно любой сферы может прийти и делать это, если, конечно, у него есть терпение. И получить образование журналиста – это как-то супер бесполезно потраченное время. Меня успокаивает то, что параллельно с учебой я работала, поэтому у меня не было потраченных впустую пяти лет в университете.


Блиц:

Ивлеева или Птушкин?

 Ивлеева.

 Здоровое питание или хороший алкоголь?

Хороший алкоголь.

Путешествия или семейная жизнь?

Путешествия.

Европа или Америка?

Америка.

Активный отдых или лежание на пляже?

Активный отдых.

Самолет или поезд?

Самолет.

Тусовки до утра или вечер кино дома?

Вечер кино.

 YouTube или телепередача?

Телепередача.

Я сменю профессию, если..

Если сменю страну.


Что тебя вдохновляет?

Люди. Я смотрю на людей, даже на тех, кто меня окружает, на ту же Настю или Регину, которые работают на износ. Смотрю на людей, которые без сна и еды столько работают, фигачат и фигачат, и мне хочется быть на уровне, и тоже вдохновлять их и вдохновляться ими, и ты берешь и делаешь. Просто потому, что вокруг такие люди.


Читайте также:

Регина Тодоренко заявила об уходе из телешоу «Орел и Решка»

Instagram-путешествия Лорен Буллен