Легенды ЦУМа: Исследователь истории Киева Михаил Кальницкий

ЦУМ давно стал частью ДНК не только Киева, но и его жителей, и гостей столицы. Сложно найти человека, у которого не было бы интересной истории, связанной с известным универмагом. Эти рассказы вполне обоснованно могут именоваться «легендами», ведь их хранят и передают друг другу как самые сокровенные воспоминания.

В совместном проекте с киевским ЦУМом редакция FW-daily собрала 10 ярких рассказов о любимом универмаге, доказав, что это место  всегда было важным символом города. Историк, фэшн-блоггер, дизайнер, художник, архитектор и другие герои поделились с нами своими историями, связанными со столичным ЦУМом.

Читайте прямо сейчас беседу с исследователем истории Киева Михаилом Кальницким. Михаил Борисович является автором более 20 книг об истории города, почетным доктором Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства в Киеве, коллекционирует литературу, почтовые открытки и другие материалы о Киеве.

«Впервые я попал в ЦУМ года в три-четыре. Приобщила меня к посещению универмага мама. Я быстро привык к тому, что в центре города есть место, где можно купить все: от школьных принадлежностей до одежды, а также мебель, осветительные приборы и много всего другого. Я ездил в ЦУМ и тогда, когда обставлял свою первую квартиру в Киеве. С того времени универмаг не терял своей актуальности, последний раз мы с семьей ходили туда лет пять назад».

О первом универмаге Киева

«Первый универмаг в Киеве имеет еще дореволюционную историю. Это был магазин Людмера, который впоследствии стал Советским универмагом – располагался он на углу улиц Лютеранской и Крещатика. Но он был невелик, конечно. Когда Киев стал столицей, выросло население и улучшалось снабжение города различными товарами, тогда и решили строить новый универсальный магазин – ЦУМ».


Начало ул.Фундуклеевской. С открытки начала ХХ века

О сохранении фасада ЦУМа

«Я рад тому, что фасады ЦУМа будут сохранены после реконструкции. Это важно, ведь Крещатик является комплексным памятником архитектуры и изменение фасадных частей входящих в него зданий – невозможно. Если исторический фасад ЦУМа признали памятником архитектуры, значит, для киевлян важно, чтобы он оставался в таком виде, в каком он есть».


Середина 1920-х годов

Об архитектурном стиле

«Во время гражданской войны из-за пожара пострадали угловые здания ЦУМа, поэтому в 1921 году их было решено сломать. Это место освободили и застраивали согласно стилистике, которая была в моде на тот момент. У нас тогда в советской архитектуре 30-х годов применяли стиль ар-деко, который был довольно популярен и в Европе. Кстати, ликвидировали руины разрушенного здания в 1921 году крайне непродуманно, обитателей соседних домов заранее никто не предупредил. И в результате, после оглушительного «бабах!» многие здания на улицах Крещатик и Ленина остались без оконных стекол.

На освободившемся месте в 1921 году было построено небольшое здание буфета-столовой. Согласно вывеске, жителям Киева в этом месте предлагали «обеды и ужины». Впоследствии столовую переделали в экзотическое заведение – павильон-зверинец. Прохожие могли увидеть здесь разнообразных тварей: на рекламных стендах были изображены крокодил, олень и обезьяна».


ЦУМ и Крещатик в 1961 году

Чудесные витрины

«Наибольшая характерная особенность ЦУМа, которую я хорошо помню из детства, это то, что уже в 80-х годах в ЦУМе работали лучшие художники и оформляли самые оригинальные витрины. Причем витрины многих магазинов на главной улице удивляли, но ЦУМ был самым ярким. Возле него часто стояли люди, просто рассматривая витрины. Мне было лет шесть и я хорошо запомнил вот какой момент: рекламировали аксессуары из жемчуга и в витринах лежали большие раковины. Якобы все происходило в подводном мире, а сверху в витрине опускался механизированный водолаз. Он вскрывал эти раковины с жемчугом. Тогда это казалось удивительной сказкой, хотя он постоянно повторял одно и то же действие».

Интерьеры

«В ЦУМе, как я помню, интерьер и сама планировка менялись достаточно часто. Появлялись все новые и новые магазины, менялось расположение прилавков на этажах. Подход к планировке в ЦУМе всегда был гибким. Оставались прежними все время только стены и лестничные клетки из мрамора, эффектно облицованные в сталинском духе. Эти мраморные лестницы стали настоящей визитной карточкой ЦУМа и, думаю, запомнились всем, кто когда-либо посещал универмаг. В целом, конечно, интерьеры ЦУМа всегда отличались от того, что можно было увидеть в других местах Киева. Отличались именно своей монументальностью и оригинальностью».