Режиссерский взгляд: эстетика фильмов Паоло Соррентино

Талантливая режиссура невозможна без наличия у режиссера индивидуального вкуса. Кино, как и любой другой вид искусств, подвержено влиянию модных веяний и тенденций, но то, что отличает мэтров кинематографа от посредственностей – уникальный, каждому из них в отдельности свойственный стиль, который они отказываются «приспосабливать» к желаниям публики, и именно благодаря которому публика их обожает. Даже если ты не знаешь автора фильма, картину Феллини, Вендерса или Ричи можно идентифицировать по нескольким кадрам – потому что ни у одного другого режиссера актеры не будут так двигаться, декорации производить такое впечатление, а цветовое решение не будет столь утонченным (Андерсон) или, наоборот, небрежным (Тарковский). Сегодня мы решили изучить творческий почерк Паоло Соррентино, чтобы ответить на вопрос: что делает «Молодость», «Великую красоту» и «Удивительного» такими яркими и запоминающимися? На что нужно обратить внимание, чтобы понять – перед тобой очередной шедевр талантливого итальянца?

И так, картина была снята Соррентино, если:

Вас впечатляют декорации

Многие режиссеры – к примеру, фон Триер с его «Мандерлеем» — отметают окружающую героев обстановку как ненужную мишуру, предпочитая сосредоточится на игре актеров или операторской работе. Соррентино никогда не пренебрегает интерьерами и панорамными видами: мы наслаждаемся Римом с высоты птичьего полета, приходим в восторг от ослепительной белизны Коллизея, от красоты бескрайних альпийских лугов, от благородной старины улиц Ватикана в рассветных сумерках. Какой бы грустной или бессмысленной в данный момент не была жизнь персонажа фильма Паоло, он, в горестных раздумьях, будет брести по  прекрасному историческому центру или покуривать сигару в элегантно обставленной гостиной. Палитра Соррентино – палитра всего лучшего, что можно отыскать в Италии: цвета красного вина, теплого послеобеденного солнца, насыщенной зелени пиний и платанов, глубокой синевы моря.

Вам кажется, что большинство героев с ног до головы одеты в Dolce & Gabbana

Костюмы персонажей, как и декорации, совсем не должны соответствовать их «внутреннему состоянию»: герои Соррентино разбивают сердца, заказывают убийства и прыгают с балкона четвертого этажа в утонченных нарядах. И наряды эти, не смотря на то, что действие «Молодости» режиссер перенес в Швейцарию, а «Где бы ты ни был» снимался в Дублине, в большинстве своем – традиционно итальянские: не в смысле исторического костюма, а в плане образа «сицилийской синьоры» — томной, пышущей жизнью, красивой и знающей это. Мужчины в картинах Соррентино непринужденно носят белые костюмы, а женщины – черные кружевные платья или наряды с принтами, которые плотно облегают их формы. И в любом другом фильме они казались бы неуместными и «разодетыми», как казалась бы безвкусной не-итальянка, которая пытается выглядеть как миланская it-girl; в любом другом фильме, кроме фильмов Паоло. Костюмер Даниэлла Кьянсио, работавшая над «Великой красотой», преимущественно занимается не кино, а театральными и оперными постановками. Влияние других искусств отчетливо видно в образах, что она создает: они — многословны, выразительны и характеризуют героев не меньше, чем их поступки и слова. Дизайнер костюмов Карло Погьиоли, работавший над «Молодостью», так же известен своим мастерством создавать стильные, исторически точные образы разнообразных эпох: в «Английском пациенте» или «Линкольн: победитель вампиров», его предыдущих работах, герои так же непринужденно изысканны, что и в последней картине итальянского режиссера.

Музыка возникает из ниоткуда и абсолютно сбивает с толку

Часто саундтреком картины становится популярная песня, уже любимая многими; не менее часто – саундтрек безличен, он нужен лишь для того, чтобы подчеркнуть то или иное переживание героя, акцентировать эмоцию, и вне сюжета не имеет никакого художественного значения. Конечно, порою Соррентино пользуется вышеупомянутыми возможностями музыкального сопровождения. Однако отличительной чертой музыки его картин стали баллады и оперные арии: неожиданные, неуместные в этой сцене, они вдруг разрывают напряженное молчание героев или пресекают пылкую ссору, и зритель замирает, удивленный: ты ведь только что погрузился в тоску вместе с главным героем, и вдруг твою тоску прерывают, не дают тебе на ней сосредоточится, ею упиться – уж очень красив голос, поющий «My heart`s in the Highlands». Он заставляет тебя забыть о страдании и вспомнить о непреходящей, Великой красоте, которая царит в этом мире, не смотря на все его беды и страдания.

Герои Соррентино страдают, но ни один зритель не отказался бы быть на их месте

Как уже было сказано, собственный стиль – неотъемлемый элемент успеха в любой творческой сфере. Существуют бездарные картины, которые зритель смотрит «по инерции», лишь ради того, чтобы узнать родной почерк любимого создателя – коллекций, фильмов, книг. В своих картинах Соррентино цепляет важные, актуальные темы, вводит типичных персонажей современности – невротиков с суицидальными наклонностями, параноиков, которые гонятся за вечной молодостью, ничтожеств, разговаривающих подслушанными мыслями и не способными породить ни одной собственной. И, тем не менее, есть режиссеры, которые рассказывают о глобальных проблемах человечества гораздо убедительнее. Секрет успеха картин Паоло в том, что он рассказывает о них красиво – так, что зритель забывает о внутренних конфликтах героев и хочет быть, как они: пить экспрессо на залитых солнцем мраморных террасах Рима, оставлять расстегнутой нижнюю пуговицу элегантного пиджака, видеть вокруг море прекрасного. Так что если после просмотра картины вас обуревают подобные чувства — очень вероятно, что это была картина Соррентино.