Тони Гленвиль: Как родная культура повлияла на творчество украинских дизайнеров

Могла ли Дайян фон Фюрстенберг создать легендарное платье на запах, живи она за пределами Нью-Йорка? Вивьен Вествуд настолько погружена в британскую культуру, что уже не представляет своих коллекций без Harris Tweed, королевских регалий и ручной вязки, в то время как стиль Giorgio Armani сам по себе является воплощением итальянского шика и вкуса.

Несмотря на то, что в Киеве, как и во многих модных городах, есть дизайнеры, которые родились, возможно, далеко за пределами Украины, культурная среда и имидж украинской столицы в мире свидетельствуют о том, что за последние десять сезонов в результате смешения разнообразных эстетик здесь сформировался свой хорошо узнаваемый модный «почерк». Его трудно описать словами, между тем в коллекциях Антона Белинского, Anna K, Яси Миночкиной, Анны Октябрь, Кости Омели и Ксении Шнайдер хорошо прослеживаются этнические элементы и культурное наследие страны со всеми его тонкими нюансами. Творчество этих шести дизайнеров насквозь пропитано их личными воспоминаниями из детства, в нем чувствуется их индивидуальное восприятие цвета, родные им традиции, а также характерное только Киеву видение моды. Сами они могут опровергать то, что это влияет на их творческий мыслительный процесс, но тем, кто наблюдает за работой украинских дизайнеров со стороны, очевидно, что их успех в мировой моде во многом обусловлен тем, что они не являются очередными дизайнерами, воспитанными в рамках хорошо знакомой и понятной всем культуры.

Взять, к примеру, эту неуловимую женственность, заметную в нарядах Anna October и Ksenia Schnaider. Неисправимый романтик Аня Октябрь создала ряд маленьких черных платьев с крошечными деликатными цветочками, в которых чувствовалась некая викторианская чопорность. Такая же неброская красота характерна и черным нарядам из коллекции Ksenia Schnaider, а также двум платьям, закрывшим шоу Anton Belinskiy. Своими объемными воланами последние напомнили баленсьяговские творения, тем не менее, модели Антона являются украинскими по своей сути. Использование черного при создании романтичного настроения прослеживается и в отдельных образах из других коллекций, например, таких брендов, как Le Parole, #Theo, Tago, Nika Medisan и Sundari. У Анны Октябрь великолепное чувство цвета. Но я заметил, что она часто использует оттенки, которые можно наблюдать на традиционных украинских керамических изделиях и платках. Конечно, нельзя утверждать, что непосредственно эти предметы послужили источником вдохновения для Анны, однако они находят отражение в её творчестве, как, к слову, и в нарядах Ксении Шнайдер, чьи абстрактные принты отдаленно напоминают еще и живопись конструктивизма.

Цвет — одна из важнейших составляющих для всех шести упомянутых мной дизайнеров. При этом Антон Белинский и Яся Миночкина в большей степени, чем кто бы то ни был, нарушают общепринятые нормы, создавая цветовые сочетания, которые визуально сильно отличаются от решений, используемых, скажем, итальянцами или французами, и уж тем более от палитры, которую мы привыкли видеть в Нью-Йорке. Цветовая экспрессия — главный выразительный элемент и в коллекции Тео Декана. Еще одной ключевой особенностью творчества украинских дизайнеров можно считать скользящие движения и кокетливые оборки, присущие большинству представленных силуэтов. Так, Анна Октябрь, Антон Белинский и Костя Омеля придают своим моделям форму одной длинной линии, расширяющейся книзу, более характерную региональным танцевальным и фольклорным нарядам. Фактически, расклешенная юбка стала одним из самых часто встречающихся элементов одежды на подиумах Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Закручивающиеся по спирали наряды, предложенные Костей Омелей, будто танцевали на подиуме, особенно короткие юбки. Нечто подобное мы могли наблюдать и в коллекциях брендов Finch и Desserts. Мягкие юбки у последнего так и просились, чтобы их надели на вечеринку.

Европейская графика начала ХХ века находит свое отображение в коллекциях Антона Белинского, Кости Омели, Анны Карениной, а также ряда других дизайнеров. В то же время в некоторых нарядах не так явно, но угадывается влияние зимних видов спорта, особенно в трикотажных свитерах: в ярких моделях от Anton Belinski, украшенных оранжево-синей полоской от Anna K или с изображением флага и нашивками от OMELYA. Смелые, четкие линии преобладали в пальто с эффектом colorblocking и голубых топах в красную клетку из коллекции Lana Ballary, а напоминающие снаряжение пояса привнесли динамичности нарядам Maria Hitcher. Ольга Демидова из DMDV использовала пластиковое покрытие, молнии, элементы вязки и оптические принты, чтобы придать зрелищности своим моделям, выдержанным в подчеркнуто спортивном стиле. Алиса Кузембаева и вовсе продемонстрировала брюки из красного искусственного меха, напомнившие не то о винтажной спортивной одежде для бобслея, не то о гамашах, которые девушки-наездницы надевают под юбки.

У Zirochka Ukraine аппликации в виде соединенных волнообразных линий в духе Миро также, по-видимому, были навеяны спортом. А детали, сформированные цветными панелями, отсылают к горнолыжным афишам. Коллекция Zirochka Ukraine во многом кинематографична, а использование сюжетов из сказок или кино также является проявлением национальной культуры. Я однажды проводил опрос среди самых успешных итальянских дизайнеров на предмет того, какие режиссеры, актрисы и фильмы их вдохновляют, но материал так и не был написан, поскольку все они дали похожие ответы.  Начиная от Джорджио Армани и дуэта Доменико Дольче и Стефано Габбана и заканчивая Валентино, все говорили одно и то же: «Висконти, Феллини, Софи Лорен, Сильвана Мангано, «Восемь с половиной», «Леопард» и так далее». Одним словом, истории, рассказанные нашими бабушками, и фильмы, увиденные в подростковом возрасте, формируют культурную основу для дальнейшей деятельности художников любого жанра. В этом сезоне в Киеве интересных историй было предостаточно: мистерия на презентации RCR Khomenko, романтика у Anna October, сказка от Anna K, а также карнавал животных у Palson Kifot. Вику Фролову на создание новой коллекции вдохновила «Алиса в стране чудес», между тем наряды дизайнера крайне отличались от того, что могли бы продемонстрировать её европейские коллеги: абсолютно неожиданны были используемые принты. Петра Пташкова рассказала, что источником вдохновения для нее послужили личные проблемы со зрением, благодаря которым в коллекции появились наряды, украшенные размытыми принтами, а также ряд вещей-трансформеров.

Отдельно следует упомянуть удлиненные силуэты, преобладавшие в коллекциях, представленных в рамках Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Мне кажется, дизайнеры не черпали вдохновение в 70-х, а скорее в каких-то монашеских или церковных одеяниях. Плавные линии, матовые поверхности и преимущественно землистые оттенки с вкраплениями красного имеют скорее религиозный, нежели модный подтекст. У Sundari — кейп серого цвета и пальто, кроем напоминающее кимоно, у Slava — отделка в виде изнаночных швов на вещах сливового, винного, мшистого и серого цвета. В вещах Flow была слегка завышена талия, что придавало силуэтам еще более длинных очертаний, а коллекция Giaterie в целом навевала чувство умиротворяющего спокойствия.

Примечательно то, что дизайнеров объединяет не столько подход к созданию коллекции, сколько транслирование культуры сквозь собственное творчество. Украина пока еще не может похвастаться внушительным модным наследием или «родословной» модельеров, передающих свои навыки и умения из поколения в поколение. К тому же, в мире при упоминании страны пока не возникает прочных ассоциаций с модой. Можно было заметить, что большинство дизайнеров, участвовавших в Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, старались угодить локальной аудитории, но в то же время попытались обеспечить успех своему бренду в более широком смысле, имея за цель расширить продажи на международном рынке. К слову, для последнего им необходимо выполнять два условия: отображать актуальные модные тенденции и вместе с тем предлагать нечто новое и уникальное. Украинские дизайнеры предпочитают не копировать чужие идеи или создавать неносибельные фантазийные наряды в попытке привлечь мимолетное внимание, их намерения более серьезные и они действительно делают все для того, чтобы стать успешными. Этнические и фольклорные наряды им в этом не помогут. Украина — не Индия, где дизайнерские сари пользуются неимоверным спросом. Зато её культура уникальна в плане цветовых решений, орнаментов, силуэтов и стилей. Все это четко прослеживается и в коллекциях упомянутых мною дизайнеров. Конечно, критики, блоггеры, фотографы или стилисты не приедут в Киев, чтобы посмотреть на пейзанские костюмы; зато едва уловимый намек на фольклорные платья при условии качественной стилизации станет лучшим способом сказать нечто новое в моде, сделать украинский стиль столь же узнаваемым, как, скажем, её кухня. Это то, что действительно может привлечь внимание людей извне.

Да здравствуют дизайнеры Mercedes-Benz Kiev Fashion Days! Возможно, они и сами не догадываются о том, что их прошлое «скрасит» их будущее… в оттенки листвы, ноготков, гвоздик, васильков и мальвы!