Сильная личность Жан-Поля Готье и его многогранная вселенная на протяжении десятилетий оказывали влияние на миры как высокой, так и уличной моды. Он заставил нас задуматься о месте одежды в современном обществе. Нарушая последние табу конца двадцатого века, его идеи затрагивают тему андрогинности, сближают мужчин и женщин в социальном значении, стремятся положить конец предубеждениям против возраста, создают связь между различными культурами, соединяя многовековые традиции и современность.
Жан-Поль Готье родился в 1952 году в парижском пригороде Аркей. Он с юных лет интересовался модой, но не обучался дизайну. Изначально Жан-Поль хотел стать парикмахером, но решение отправить свои эскизы Пьеру Кардену изменило его жизнь. В возрасте 18 лет, еще будучи школьником, он становится ассистентом Пьера Кардена, работая у него после уроков. Это привело к провалу на школьных экзаменах. Вскоре его уволили с должности ассистента, и Готье перешел к Жаку Эстерелю, где активно учился и начал формировать свой фирменный стиль. Затем он работал в кутюрном Доме Patou. В Pierre Cardin он вернулся в 1974 году, тогда его отправили в Манилу, чтобы представлять там компанию.
Первые шаги и любовь к массовой культуре
Готье показал дебютную коллекцию в 1976 году, собрав значительные средства со своим партнером Фрэнсисом Менге. Лишь в 1982 году при поддержке японского конгломерата Kashiyama он открывает свой собственный бренд. Вскоре Готье стал известен как «l’enfant terrible» из-за его склонности бросать вызов тогдашним стандартным взглядам на моду, перерабатывая их и продвигая свои идеи. Он первым понял, насколько важна массовая культура, и научился видеть прекрасное в низком, вывел китч на подиум и превратил его в высокую моду.
Стиль Готье 1980-х годов был узнаваем по знаковому силуэту: широкие плечи и узкие бедра. В 1990-х он стал более сбалансированным, а комфорт и защитная функция одежды приобрели дополнительное значение. Его шоу всегда были насыщенными, а постановки – провокационными.
С 1976 года работа Готье характеризуется стилистической последовательностью: жакет и брюки являются основным связующим звеном между мужскими и женскими гардеробами. Мужественность двубортного жакета, облегающего пальто, байкерской куртки, комбинезона и тренча оттеняется женственностью корсета, чулок и подвязок или обогащена восточными мотивами при помощи кафтанов и джеллабов.
Деконструкция и смена ролей
Микс и смешение делают белье самостоятельным предметом одежды, а некоторые аксессуары – галстуки и купальники, сшитые вместе, становятся новыми текстильными материалами. В то время как женщины расхаживают в мужской одежде, так и мужчины на показах Готье носят юбки, корсеты и платья со шлейфом, усиливая их мужественность. Готье очень заботился о текстиле и использовал самые роскошные материалы: шерсть, тафту и бархат смешаны с вискозой, латексом, искусственной кожей и синтетическим тюлем. Трикотаж в любой форме присутствует от сезона к сезону и является одним из отличительных признаков модного Дома.
Символы и фетиш
Темно-синий, хаки, коричневый, красный и темно-фиолетовый – к оригинальным цветам Готье со временем добавились лососевый и пыльный розовый, оранжевый, бирюзовый, бежевый и бронзовый. В его коллекциях присутствуют отсылки к астрологии – например, голова быка, которая олицетворяет его собственный знак зодиака, также есть татуаж, леттеринг, кельтские символы, встречаются и религиозные темы, которые проявлялись в наличии на одежде крестов, звезды Давида и руки Фатимы. Эти символы появляются в различных формах на его тканях и напечатаны или вышиты на аксессуарах, особенно часто их можно увидеть на ювелирных изделиях. Полосы, пледы и горошек стали фетиш-дизайном для Готье, а тельняшку он превратил в символ бренда.
Работа с инфлюенсерами
В сентябре 1985 года он открыл свой первый бутик на 6 Rue Vivienne, Paris. Всемирную популярность ему принесла Мадонна – в 1990 году он разработал костюмы для ее тура Blond Ambition. Конусообразное бра и баски, которые он создал для артистки, входят в число самых знаковых дизайнов в истории.
Жан-Поль признался, что понятия не имел, какую важную роль эти изделия сыграют в его судьбе:
Я был поклонником Мадонны, поэтому радовался сотрудничеству с ней. Именно по этой причине я сделал для нее костюм, а не потому, что это будет полезно для моей карьеры.
В 2006 году он снова создал сценические костюмы для Мадонны, а также повторил наряд 90-х для тура MDNA в 2012-м. Он также создал костюмы для международного тура Кайли Миноуг KYLIEX2008 в 2008 году.
Жан-Поль и кино
Создатель образов и атмосферы вокруг себя и своих показов, Жан-Поль Готье сделал свой вклад и в киноиндустрию. Он создал костюмы для фильмов Питера Гринуэя, Жан-Пьера Жене, Педро Альмодовара и Люка Бессона. «Пятый элемент» и «Повар, вор, его жена и ее любовник» – давно признанные шедевры. Сам же дизайнер исполнил 48 ролей-камео и шесть ролей в художественных картинах. Готье любил кино и понимал, как появление его дизайнов сможет повлиять на становление молодого модного бренда. В 2012 году дизайнер вошел в состав жюри Каннского кинофестиваля.
Креативный директор Hermès и Coca-Cola и многочисленные коллаборации
В 2003 году Готье сменил Мартина Марджелу на посту креативного директора в Hermès и представил свою первую коллекцию Haute Couture для сезона осень-зима 2004-2005. Он стал последним дизайнером, который сотрудничал с американским гигантом розничной торговли Target в мае 2009 года, чтобы произвести доступную линию. В том же году Готье закончил работу в Hermès, а коллекция весна-лето 2011 стала его последней для Дома. Он выпустил свою первую коллекцию купальников в сотрудничестве с La Perla в июле 2011 года. Готье был назначен новым креативным директором Diet Coke в марте 2012 года. Его роль заключалась в предоставлении творческого вклада в рекламные кампании, мероприятия и новые онлайн-проекты, а также разработке лимитированных бутылок. Он последовал по стопам Карла Лагерфельда, Мэтью Уильямсона, Джанфранко Ферре, Марни и Роберто Кавалли, которые также создали новые дизайны бутылок для диетической кока-колы.
Жан-Поль создал множество коллабораций, и возможность и далее сотрудничать с различными марками стала одной из причин закрытия линейки prêt-à-porter, о чем он объявил 15 сентября 2014 года. Жан-Поль Готье решил, что больше не будет делать коллекции готовой одежды. Также он сослался на неумолимый темп и эстетические ограничения этого сегмента.
С тех пор дизайнер радовал нас характерными коллекциями Haute Couture, пока 17 января не объявил о том, что прощается с подиумом. Его последняя коллекция отображала деятельность дизайнера за все 50 лет. Шоу было настолько фееричным, что уже стало частью истории.