Только ленивый не знает о распоряжении правительства № 905-р, согласно которому Украина останавливает работу над подготовкой договора про ассоциацию между нашей страной и Европейским союзом. Такое решение Кабинета министров (КМ) во главе с Николаем Азаровым вызвало всеобщее возмущение: в крупных украинских городах уже начали полыхать митинги, а в Киеве назревает очередной «Майдан». Но как это решение повлияет на модную индустрию? Мы разбираемся вместе с модными инсайдерами.
В тот самый момент, когда о дизайнерах Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, без преувеличения, говорит весь модный мир, когда их готовы заказывать зарубежные байеры, а сами дизайнеры готовы увеличивать производство и улучшать качество своих вещей, правительство приостанавливает разговор о курсе в Европу.
Напомним, что в августе этого года КМ опубликовал проект договора на 236 страница, который предполагал всеохватывающую зону свободной торговли с ЕС, а также защиту персональных данных и интеллектуальной собственности, что могло бы значительно упростить взаимодействие украинских дизайнеров с внешним миром.
«Меня новость о приостановке евроитеграции расстроила, потому что была надежда на то, что будут упрощены вопросы с таможней, ввозом тканей, и экспортом коллекций в зарубежные магазины. Это бы привлекло иностранных байеров и это повлекло бы за собой развитие международных отношений. Мне кажется, что подобные действия со со стороны правительства уменьшают энтузиазм у граждан делать что-то в этой стране», — комментирует распоряжение КМ дизайнер Анна Октябрь.
Николай Азаров заявил, что такое решение принято, чтобы возобновить объем потерянного производства, а также торгово-экономические отношения с Российской Федерацией. Однако стоит вспомнить, что сейчас в Украине на швейных фабриках свои вещи производят такие бренды, как Max Mara, Reserved и Topshop, которые наверняка насторожатся подобному решению и, возможно, захотят перенести свое производство, к примеру, более дружественную Турцию.
Также не стоит забывать о том, что проблема ввоза тканей из-за рубежа для дизайнеров из Украины не только не решится, но станет еще сложнее. «В ЕС есть зона свободной торговли, что упрощает транспортировку тканей, фурнитуры и одежды на территории ЕС. Так как основное производство тканей находится в Италии и Франции, а наша таможня все очень усложняет, это задерживает сроки поставок, как тканей, так и уже готовой одежды. Кроме того, если бы евроинтеграция произошла, упростилась бы работа с байерами из Европы и повысилось бы доверие к нашим дизайнерам. Упростился бы сам механизм взаимодействия, потому что сейчас приходится выдумывать велосипед, который отвезет вещи за рубеж. Буквально сегодня я отправлял одежду за границу и доставка займет около двух недель, что очень долго», — говорит дизайнер Костя Омеля.
Это распоряжение правительства уже вызвало негативную реакцию у Европарламента, которые назвали решение Украины глупой провокацией в сторону ЕС. Но стоит ли говорить о депутатах Европейского парламента, когда волна возмущения катится по Украине и набирает обороты? В ленте новостей Facebook уже можно увидеть, как люди обсуждают, что надеть сейчас, чтобы идти на майдан. Впервые политический вопрос настолько задел модную индустрию в стране и одновременно так сильно ее сплотил.
«Для меня Соглашение об ассоциации Украины с ЕС – это в первую очередь выбор системы ценностей, в которой должна существовать Украина. Это культура экономических отношений, свобода прессы. Это Украина, в которой захочу остаться я и будет жить моя дочка и близкие мне люди. Думаю, что все кто хотят изменить ход нашей истории чувствуют, что момент пришел. Если это соглашение бы было принято, то экспортно-импортные сделки можно было бы осуществлять в рамках европейского законодательства, что значительно упростило бы работу с нашими иностранными партнерами», — комментирует данную ситуацию дизайнер Юля Паскаль.
Кроме того, украинские хипстеры могут на ближайшее время забыть о возможном открытии магазинов таких брендов, как H&M в нашей стране и надеяться на то, что свои двери не закроет Zara и Topshop. «Опыт России подсказывает, что рынок роскоши нисколько не пострадает, то есть в таких магазинах, как Sanahunt, вещей будет по-прежнему вдоволь. Но такие масс-маркет бренды как H&M, теперь, возможно, так и не появятся на украинском рынке, а, например, Zara может уйти. Все это можно лишь предполагать, так как не знаем, каким будет законодательство, но какие-то ограничения Таможенный Союз поставит непременно. Что же касается тех украинских дизайнеров, которым удалось заключить контракты с зарубежными магазинами, — теперь им станет работать еще сложнее. Очень вероятно, что им прийдется перенести производство за границу, а люди, которые работают на них здесь, просто потеряют работу», — говорит fashion-критик Зоя Звиняцковская.
Владелица концеп-стора «Пюре» и редактор моды украинской версии журнала Esquire Таня Кремень комментирует данную ситуацию так: «Это соглашение определяет основные принципы культурного и цивилизационного развития Украины. Отказ от европейских ценностей и пути развития негативно отразится на модной идустрие в нашей стране, так как все, что связано с модой больше нацелено на западные ценности. Европейский контекст будет больше способствовать развитию моды в Украине».
В любом случае, стоит отметить, что платья из трикотажа, сшитые на фабрике «Роза» обретут совсем другую ценность в нашей жизни, а русские лапти с рубахой на запах могут уже считаться настоящим must have следующим летом.
Делитесь вашим мнением на этот счет в комментариях к заметке.
Текст — Антон Еременко