«Если хочешь выглядеть старым, постарайся быть молодым»: интервью Карла Лагерфельда


Карл Лагерфельд – легенда модной индустрии. И это звание он носил вполне заслуженно, ведь за много лет кутюрье сформировал стиль не одного поколения, занимая главенствующие посты в Fendi, Karl Lagerfeld и Chanel.  За свою историю дизайнер дал сотни интервью, а о его творческом пути снят не один документальный фильм. Казалось бы, мы уже знаем все о главном дизайнере современности, однако его история – бездонный источник обсуждений. Два года назад в этот день, 19 февраля, легендарный кутюрье ушел из жизни. Предлагаем вспомнить одно из его последних интервью для издания The Cut.


«Мне было 6 лет, когда я сидел за маминым столом в большом загородном имении, где мне не позволено было сидеть и рисовать, и внушал себе: «Я стану очень знаменитым», – говорит Лагерфельд.

Я осмотрел квартиру Коко Шанель, пока ожидал вас. Работница, с которой я познакомился, рассказала мне обо всем, что находится здесь: обстановке, напоминающей приют при монастыре, в котором воспитывалась Шанель; подарках от ее любовников; статуях, с которыми она разговаривала, как будто они были ее друзьями, когда ей было одиноко. Чувствуете ли вы себя связанным с историей Габриэль?

Когда я появился здесь, никто не говорил о ней. Именно я вновь обратился к истории Шанель, но это ведь хорошо? Все говорили мне: «Не лезь в это». Бренд мертв, потому что 35 лет назад старые модные дома считались навсегда забытыми. Сегодня же все хотят возрождать лейблы, хотя это не всегда хорошая идея. Но это было до того, как Том Форд стал креативным директором Gucci в 1994 году. Том Форд считается одним из самых успешных менеджеров бренда. Ему приписывают возрождение лейбла, отчасти благодаря его концепции Sex Sells.

Немногие из дизайнеров задерживались в брендах так, как вы.

Нет, потому что они не я. Мне очень повезло. Мне позволяют делать то, что я хочу.

А зачем делать коллекцию Chanel Métiers d’Art?

Это была моя инициатива, потому что мне чего-то недоставало. Со временем Chanel скупил ремесленные предприятия, которые предоставляют бренду специальные услуги, такие как вышивка, отделка перьями и создание кружева. Я решил воспользоваться их услугами, чтобы сделать уникальную в своем роде коллекцию.

Это потрясающе кропотливая работа!

Я не знаю, как у них это получается. Я никогда не был достаточно терпеливым. Я бы умер от скуки. [Указывает на эскиз.] На этом платье было более 4000 перьев одного размера. Как это возможно сделать?

В Métiers мне сказали, что по закону использовать можно только перья тех птиц, которых уже съели. Даже если речь идет о страусе.

Я не уверен, что это так. [Пиарщик: « Так и есть».] Я не ем курицу. Я ем только то, что не имеет вид, который оно имело при жизни. Я могу есть только гамбургеры, но я равнодушен к стейкам.

Как вам удается поддерживать связь с миром, не выходя на улицу?

Сегодня мир приходит к нам. Я много читаю. Таких осведомленных людей, как я, еще нужно поискать.

Вы просматриваете ленту новостей в своем смартфоне?

Нет. Я думаю, это было бы хорошо, но у меня есть помощники, которые сообщают мне о том, чего я не видел. Лично у меня нет времени на это. Я не пользуюсь интернетом и Facebook. День слишком короток, чтобы тратить на это время. Я должен рисовать, играть с Шупетт и спать.

Аккаунт Chanel в Instagram насчитывает 31 миллион подписчиков.

Я даже не знаю, как он выглядит.

Вы переехали в Париж, когда были совсем молоды, покинув Германию.

Меня очень тянет в Германию, но в ту, которой больше не существует, которая «умерла» в 1933 году. Если в Германии вновь будет нацистский режим, я выкину свой паспорт из окна… Моя мама говорила, что Германия без еврейского народа – это как блюдо без соли.

Кажется, ваша мать оказала невероятное влияние на вашу жизнь.

Да. Она была сильной, веселой, строгой, и это было именно то, что мне было нужно, когда я был ребенком.

И она была не против того, что вы гей?

Это даже не обсуждалось. Моя мама говорила, что ориентация сравнима с цветом волос – это врожденное.

Это удивительное отношение.

Особенно тогда.

Вы считаете себя наставником для других?

Надеюсь, нет, но возможно. Не знаю. Я постоянно окружен молодыми людьми, но я не учитель. У меня было много сотрудников, не все из них стали успешными, но те, с которыми я здесь работаю, никогда не работали на кого-то другого. Люди, которые спрашивают себя, могут ли они добиться большего, чем я, терпят неудачу. Я не скажу вам их имен, потому что о них все уже забыли.

Изменились ли молодые люди?

Да. Мне нравится то, какие они сейчас. Они свободнее и более информированные. Мне нравится время, в которое мы живем, но не желтые жилеты, которые я видел на улицах Парижа (имеется в виду протест «желтых жилетов». – Прим. ред.). Я не француз, меня не волнуют политические события во Франции.

Вы никогда не голосовали на выборах, верно?

Никогда. Вы проголосовали?

Ну да. Как вы думаете, почему люди сегодня такие удрученные?

Людям приходится выживать на свою ежемесячную зарплату. Это ужасно, нет? Все хотят получать больше денег, но тратить меньше.

Вы водите машину?

Нет. Я был очень плохим водителем в прошлом. У меня было два несчастных случая по моей вине, когда я заснул, и это чудо, что я все еще жив. Знаете, когда я был ребенком, моя мама говорила, что вы ничего не должны изучать. Вы всегда должны зависеть от людей, потому что тогда вам нужно будет приложить усилия, чтобы заработать деньги, которые они напечатают для вас.

Можете ли вы представить себя без работы?

У меня есть миллионы книг, которые я хочу прочитать, но это не очень креативно. Я думаю, что сейчас я работаю лучше, чем когда бы то ни было. Мой мозг яснее, и я хочу работать.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Мне нравится сидеть дома. Люблю ездить в Рим, но светская жизнь осталась в прошлом.

У вас есть кот.

Да, да. Моя Шупетт.

Удивительно, что кот стал для вас важной частью жизни.

Это все благодаря моей лучшей подруге Сэнди Брант (бывший президент и издатель журнала Interview. – Прим. ред.). У нее была кошка, и для меня была странной такая шумиха вокруг домашнего животного. Тогда один из моих друзей пришел с Шупетт и сказал моему сожителю: «Я уезжаю на две недели, ты можешь присмотреть за кошкой?» Когда он вернулся, я сказал, что кошка не вернется в ее дом, я оставляю это гениальное существо у себя.

Она летала с вами в Нью-Йорк?

Да, конечно. Она всегда сидит на коленях у пилотов. Она любит частные самолеты.

У вас много близких друзей?

Я люблю своих друзей за то, что они живут собственной жизнью. Я хочу, чтобы никто из них не зависел от меня. Я люблю чужих детей и нахожу с ними общий язык.

Вы сказали, что это потому, что вы понимаете их способ мышления.

Да, это правда. У меня есть крестник Хадсон Кроэниг. Он очень хороший, умеет танцевать, петь. Он изображал Майкла Джексона. Я всегда говорю ему: «Как только ты выпустишься из школы, тебя перестанут баловать». Как-то Хадсон хотел одну вещь, но ее было сложно отыскать, и мой друг – очень известный человек – помог ее раздобыть. Несколько недель спустя кто-то в лифте в Нью-Йорке увидел его с этой вещью и спросил: «Где ты, маленький мальчик, взял эту штуку?» Он ответил: «Я знаю правильных людей».

Сколько ему было лет, когда он это сказал?

Девять. Это хороший ответ, нет? Я в свои девять не мог так уверенно ответить.

Нет, вы жили в деревне, а вокруг были одни коровы.

Да-да, я люблю коров. Я мог бы быть фермером.

Вы появлялись в фильме Энди Уорхола.

Да. Не лучший фильм.

И вы были в нем без рубашки и целовались с женщинами.

Почему бы и нет? Я ведь не выглядел монстром, правда?

Нет, но это была другая ваша версия, одна из нескольких, от которых вы отказались за эти годы. Не все мужчины-геи знают, что не стоит играть в молодую версию себя.

Но я не расстроен, понимаешь?

Что вы имеете в виду?

Если люди живут только одной жизнью и у них не было бурной молодости, они несостоявшиеся. Я делал то, что хотел и когда хотел. Это было приятно, но сегодня мне скучно до смерти. Если хочешь выглядеть старым, постарайся быть молодым. Нет ничего хуже этого.


Фото: The Cut


Читайте также:

Последняя коллекция Карла Лагерфельда для Chanel

Последняя коллекция Карла Лагерфельда для Fendi

Незалежне діджитал видання про тренди та інновації у житті кожного. Ми висвітлюємо теми моди, культури, технологій та лайфстайлу. Наші контриб’ютори – представники різних професій, які говорять з аудиторією про завжди актуальний та позачасовий прогрес. Експертиза та досвід дозволяють нам робити інформацію зрозумілою та впорядкованою для читача, а головне – прикладною.