«Всегда будь последователен в своих действиях», — интервью с дизайнером Эннио Капаза

Сразу же после показа на Paris Fashion Week креативный директор бренда Эннио Капаза представит коллекцию cезона осень зима 2013 – 2014 основной линии CoSTUME NATIONAL на международной недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days.

— Мода всегда присутствовала в Вашей жизни и играла в ней не последнюю роль, так как Ваши родители также работали в этой индустрии. Какие советы Вы получили от них, когда решили основать свой бренд?

— В самом начале отец сказал мне: это тяжелый и жестокий бизнес, поэтому всегда будь последователен в своих действиях. Он также советовал мне скорее найти свой стиль и работать над его развитием, чтобы мой бренд был действительно уникальным.

— До этого Вы успели поработать с Йоджи Ямамото целых два года. Чему он научил Вас?

— Главное, чему научила меня работа в Японии — это дисциплина, ведь это именно то качество, которым славятся японцы. Учитывая то, что я был молодым парнем, мне это было очень нужно и полезно. Кроме того, у меня развились технические навыки. Йоджи Ямамото всегда делал большой акцент именно на покрое одежды, а это непросто. Йоджи постоянно повторял, что нужно быть смелым и делать то, что нравится именно тебе. Знания, полученные тогда, и по сей день влияют на то, что я делаю.

— Каким образом Вы получили эту работу?

— Мне просто повезло. Я всегда испытывал особую симпатию к Японии. Впервые я побывал в этой потрясающей стране, когда мне было 18. Эта поездка повлияла на меня и мое мировоззрение, на мой вкус. Благодаря нужным знакомствам мне удалось показать Йоджи свои работы, они ему понравились, и он пригласил меня к себе.

— Прошло 26 лет с момента основания Вашего бренда. Какие глобальные изменения в моде Вы подчеркнули бы сильнее других?

— Очевидно, что индустрия очень изменилась. Во-первых, сегодня в моде настоящее столпотворение. Раньше было совершенно иначе, и в индустрии работало мало людей, но они были действительно талантливы. Сегодня невозможно даже перечислить всех тех, кто пытается пробиться в моду. С другой стороны, подобная тенденция наблюдается и в других сферах, таких, как музыка и искусство. Во-вторых, в 2000 году в моду стали вкладывать действительно большие деньги, ее превратили в полноценный бизнес. Это совершенно изменило сценарий развития событий в индустрии. Раньше мода была сосредоточена на таланте, теперь немаловажную роль играют деньги и бизнес-составляющая.

— Считаете ли Вы, что сегодня построить успешную карьеру в моде сложнее из-за большого количества людей, ведь, с другой стороны, именно сегодня существует гораздо больше возможностей проявить себя?

— Труднее. Причина в деньгах. Основать свой бренд и развивать его очень дорого, а из-за высокой конкуренции у дизайнеров нет права на ошибку.

— Вы, наверное, были первым дизайнером, чей показ транслировался в Интернете, а было это в далеком 2000-м году. Можно сказать, Вы предугадали то, что стало трендом через 10 лет. Как Вам пришла в голову такая идея?

— Я всегда интересовался инновациями, мне интересно все новое. Когда я услышал о том, что такое возможно, я пришел в восторг, ведь мой показ могли увидеть люди по всему миру.

— Какова была реакция окружающих Вас людей?

— Профессионалы отреагировали положительно, они были удивлены, журналисты были в восторге. Обычные люди не понимали сути, ведь в те времена Интернет еще не был особо распространенным явлением.

— Много ли людей посмотрело этот показ?

— Точную цифру я уже не скажу, но на то время она была удивительно высокой. Одно из крупнейших изданий в Италии — Republica — разместило на своих страницах ссылку на шоу, что также привлекло к нам много внимания.

— На Вашем счету большое количество наград в сфере моды. Какое значение имеют они для Вас? Считаете ли Вы, что дизайнер не достиг успеха, не получив наград, либо же продажи – лучший показатель?

— Мне кажется, успех – это совокупность и того и другого. Ведь премию не получит тот, кого не покупают, так что с моей точки зрения, эти факторы идут рука об руку.

— Верите ли Вы в то, что все награды в моде присуждаются честно и справедливо? Не влияют ли на результат деньги и связи?

— Я хочу сказать, что с каждым днем в этом мире всё меньше и меньше честности вообще. Кроме того, как я уже сказал, индустрия моды сегодня – это серьезные деньги, а любая награда – это способ привлечения внимания, а значит, и денег. За последние 10 лет мода утратила свою чистоту, так же как и всё остальное, но это наша реальность, и надо с этим смириться.

— Кроме основной линии CoSTUME NATIONAL, Вы также создаете несколько дополнительных (CoSTUME NATIONAL HOMME, C’N’C). Кроме того, под Вашим брендом выпускается нижнее белье и духи. Какое количество ассистентов Вам нужно, чтобы всё успевать?

— Я очень старомодный дизайнер, и все, что касается дизайна, выполняю самостоятельно. Всё находится под моим контролем. Например, когда я решил выпустить парфюм, то начал я с того, что отправился в специальное учебное заведение для того, чтобы изучить различные запахи. Если говорить о студии, то там работает около 25 людей, которые помогают мне в работе над всеми линиями. Сегодня есть дизайнеры, которые скорее выполняют роль арт-директоров. Они просто выбирают из предложенного то, что им нравится, я же предпочитаю работать, создавать продукт самостоятельно.

— Какая линия — Ваша любимая? Над какой из них Вам нравится работать больше всего?

— В каждую линию я вкладываю разные эмоции. Но, например, так как Неделя моды в Париже – это серьезное мероприятие с очень высоким уровнем конкуренции, то, конечно же, больше всего времени я уделяю женской линии, которую там показываю. При этом мне одинаково сильно нравится работать над коллекциями для мужчин и линией C’N’C.

— Есть ли для Вас какие-либо табу? Цвет или материал, который Вы никогда не станете использовать для своей коллекции?

— В моде не стоит говорить «никогда», ведь она циклична. То, что вчера казалось недопустимым, сегодня становится трендом. Стоит отметить, что я дизайнер-минималист. Я предпочитаю сексуальную и простую одежду одновременно с нотками рок-н-ролла. Так что я могу сказать, что никогда не использую такие элементы, которые привычны для таких брендов, как Cavalli и Dolce&Gabbana. Их эстетика сосредоточена на чрезмерности всего, а это то, к чему я никогда не стану обращаться.

— Во время работы над коллекцией, какова Ваша цель? Чего Вы хотите достичь?

— Для меня коллекция – проявление моих идей, концепции бренда. С годами эта задача становится проще благодаря опыту.

— Ни для кого не секрет, что сегодня индустрия моды в Италии находится на спаде. Всё больше дизайнеров предпочитают шить свои коллекции вне страны, а инсайдеры индустрии утверждают, что молодые таланты отсутствуют. Как бы Вы прокомментировали это?

— Я не согласен с отсутствием молодых талантов. Просто, как я уже говорил, для начала карьеры в моде нужны крупные инвестиции, а заполучить их сложно. Так что дело не в отсутствии таланта, а в отсутствии системы, которая помогала и поддерживала бы молодежь. В Америке талантливых людей меньше, но там у молодых людей возможностей гораздо больше, поэтому им легче пробиться.

— Берете ли Вы на работу молодых людей, чтобы делиться с ними опытом и своими знаниями?

— Да, однозначно. Особенность работы со мной в том, что я люблю молодых людей, их энергию. Средний возраст моих сотрудников – 25 лет. Почему так? Просто я молод в душе и не могу общаться или работать с людьми моего возраста, я убиваю их своей энергетикой. Мне нужны люди, с которыми бы я был на одной волне.

— Только в 2012 году Вы открыли 4 магазина в Китае. Поделитесь своими планами на будущее.

— Китай – очень важный для нас рынок. В этом же году мы открыли новый магазин в Нью-Йорке, а в феврале состоится открытие еще одного магазина в Милане, но именно Китай стал особо важным в последнее время. Именно там сегодня происходит резкое развитие всех индустрий и сфер. Только в этой стране живет более 1 миллиарда человек, это огромнейший рынок для сбыта. Важным аспектом является и то, что на протяжении многих лет у китайцев не было возможности проявлять свою естественную любовь к красоте и эстетике, а сейчас эта возможность появилась, и они ею активно пользуются.

— То есть Вы уверены в том, что модная индустрия будет и дальше делать все больший акцент именно на восточном рынке? Не пройдет ли этот всплеск активности в ближайшее время?

— Я думаю, что наш мир изменился, и именно Азия будет играть большую роль во всех сферах в ближайшее время. Это уже происходит. Молодое поколение в странах Азии отличается высоким уровнем образования и потенциалом, что будет способствовать еще большему развитию экономики, а значит, и потребительского спроса. В Европе сегодня наблюдается огромная пропасть между старым и молодым поколениями, но, в это же время, сила Европы — в богатой истории, с помощью которой без конца можно находить новые идеи. С моей точки зрения, теперь наша планета более сбалансированна, ведь раньше вся концентрация деятельности была в Европе и Америке, а теперь более активными стали и Азия, и Россия, и страны Восточной Европы. В этом смысле глобализация несет положительный эффект.

— Верите ли Вы в успех в индустрии моды без специализированного образования?

— Я уже не раз повторял, что уровень конкуренции сегодня невероятно высок, а значит, нужно обладать как можно большим количеством козырей. Образование —  однозначно один из основных. Успех дизайнера лишь на 20-30% состоит из его таланта, оставшиеся 70-80% — это умение играть по правилам этой индустрии. Бизнес, маркетинг, коммуникации – вот то, с чем приходится каждый день сталкиваться современным дизайнерам, и они должны знать, что и как делать. Если они не могут с ними справиться – не стоит ждать глобального успеха. Так что, если у дизайнера большие планы – стоит приложить максимум усилий и получить стоящее образование.

— Что Вы посоветуете тем, у кого нет возможности ехать за границу и учиться в St. Martin`s или Instituto Marangoni?

— Тут на помощь приходит Интернет, ведь там можно найти много полезной информации, а большое количество fashion-школ даже организовывают онлайн-курсы. Вот в чем плюс жизни в наше время – хорошее образование можно получить независимо от того, где ты находишься. Такой ресурс, как Интернет, обязательно нужно использовать для саморазвития.

— Следите ли Вы за тем, что происходит в индустрии моды? Смотрите ли Вы показы других дизайнеров?

— Я бы не сказал, что мне интересно большое количество дизайнеров. Если ты и сам дизайнер, то тебе несложно отличить настоящий талант от хорошо выполненной работы. Я хочу, чтобы меня удивляли, а это под силу далеко не каждому. Конечно же, время от времени я наталкиваюсь на статьи о моде в газетах, журналах или же в Интернете, но я не слежу за чьим-либо творчеством специально.

— Что Вы думаете по поводу блогеров?

— Блогеры – уникальное явление, ведь последние несколько лет им предоставляют места в первом ряду на показах всех крупнейших брендов. Я думаю, что их влияние будет лишь крепнуть. Блоги – это отличная возможность для талантливых людей, с помощью которой они могут высказаться и привлечь внимание индустрии, пробиться в которую действительно сложно.

— Знаете ли Вы что-либо о модной индустрии в Восточной Европе?

— Знаю, но немного. Например, я слышал о тех дизайнерах, которые показывают свои коллекции в Париже. Проблема в отсутствии информации. Дело не в том, что мы не хотим ничего знать об этой части мира, просто о ней сложно что-либо узнать. Зарубежные СМИ почти не освещают того, что происходит на этой территории, соответственно, формируется информационный вакуум.

Вы планируете посетить Киев и принять участие в Mercedes-Benz Kiev Fashion Days в ближайшее время. Чего Вы ждете от этого визита?

— Я в восторге и с нетерпением жду этой поездки. Некоторое время назад я планировал приехать в Украину, но как раз в то время произошла Оранжевая революция, из-за которой визит пришлось отложить, что очень меня расстроило. Я много раз был в Москве, и многие люди говорили о том, что я обязательно должен побывать в Киеве. Так что я был рад, когда получил предложение наконец приехать в этот город. Надеюсь, что в этот раз всё сложится удачно.

— Как Вы себе представляете стильных украинцев?

— Одежда моего бренда продается в Украине, и могу сказать, что продажи идут достаточно хорошо. Все знают о том, что украинские женщины — одни из самых красивых во всем мире, а значит, они элегантны по своей природе. Мне кажется, что украинским дизайнерам легче работать, потому что их окружает большое количество красивых женщин, ведь именно красота особенно вдохновляет.

— Если бы Вы могли изменить что-либо в своей карьере, то что бы это было?

— Я бы не стал ничего менять. Я очень доволен тем, как всё сложилось в моей жизни. Я отношусь к той группе людей, которые всегда пытаются делать то, что им хочется. Кроме того, я свободен, я ни от кого не завишу, никто не диктует мне никаких условий, а значит, я могу творить в свое удовольствие. Я доволен своей жизнью, и у меня много амбиций и планов на будущее.

Текст — Анастасия Мозговая

Незалежне діджитал видання про тренди та інновації у житті кожного. Ми висвітлюємо теми моди, культури, технологій та лайфстайлу. Наші контриб’ютори – представники різних професій, які говорять з аудиторією про завжди актуальний та позачасовий прогрес. Експертиза та досвід дозволяють нам робити інформацію зрозумілою та впорядкованою для читача, а головне – прикладною.