— У Вас огромный послужной список в плане стажировок и практик в самых разных сферах. Расскажите, чему они все Вас научили и почему молодым людям нужен и важен подобный опыт.
— Главное, что вы получаете от стажировок – это знакомство с тем, какова та или иная работа на самом деле. Очень часто мы представляем себе все совершенно не так. Кроме того, когда Вам еще нет 20, то скорее всего Вы, как и я в свое время, не имеете ни малейшего понятия о том, кем бы Вы хотели работать. Это совершенно естественно.
— Какой были Вы в этом возрасте?
-Мне хотелось гулять и развлекаться, а мысли о том, что работа это на всю жизнь, вгоняли меня в депрессию. Именно поэтому я проходила стажировки в разных компаниях, ни одна из них не была занудной. Среди них кино- и звукозаписывающая студии. И там и там я просто поняла – это не мое, и пошла дальше. В результате, я оказалась в редакции журнала Time Out. Вот, где я столкнулась с рабочей атмосферой, которая мне подходила, и которая нравилась.
— С какими трудностями Вам пришлось столкнуться в это время?
— Я получила диплом во время тотального спада экономики. Найти работу было невозможно. Так я пошла на стажировку в Elle, The International Herald Tribune, где после получила работу. Стажировки безумно выгодны работодателям, ведь они получают бесплатную рабочую силу, но и ты получаешь свои плюсы, ведь без опыта ты никому не нужен. В результате, я долгое время бесплатно писала для Elle и Elle.com. Главное, не задерживаться на бесплатной работе слишком долго. Просто стоит помнить о том, что тебя не напечатают за деньги, пока не напечатают вообще, то есть бесплатно. Всегда нужно с чего-то начинать. Кроме того, ты заводишь полезные знакомства, которые необходимы в любой профессии.
— В юности работа была поводом для депрессии, а теперь? Вам нравится то, что Вы делаете теперь?
— Да, однозначно! Это и работой не назовешь. Можно работать, лежа в кровати, или же проводить важные переговоры, не выходя из дома, а никто и не узнает об этом. С другой стороны, приходится работать 24/7. Вот сейчас я тоже работаю, потому что нужно успеть выполнить несколько заданий до полуночи. И так постоянно. У тебя нет выходных, часто приходитс работать до утра, молодой человек вечно в обиде и так далее. Это все издержки данной профессии, с которыми я могу справиться. Например, я просто ненавижу работу в офисе. Такой опыт у меня тоже есть, и что? Большую часть дня люди в офисах лишь имитируют рабочий процесс. Это ужасно!
— Сегодня Вы числитесь контрибьютором в большом количестве изданий. Они очень отличаются друг от друга…. Каким образом Вам удается быть актуальной и для тех и для других?
— Здесь дело скорее не в том, каков ты сам, и не в том, как ты пишешь. Главное – это понять, чего от тебя хотят. Как только ты начинаешь четко понимать, чего от тебя ждут – половина работы уже сделана. На этот процес нужно время. Например, недавно я начала писать статьи для Wall Street Journal. Адаптация к этому изданию и его потребностям прошла не сразу. Сначала я работала также, как и с The New York Times и The International Herald Tribune, ожидая, что это все крупные американские издания, и им нужно одно и тоже. Все оказалось совсем не так. Это совершенно разные миры.
— Бывают ли моменты, когда текст не пишется? Дедлайн уже скоро, а слова просто не идут?
— В таких ситуациях проблема не в том, что “текст не пишется” ( читай – нет вдохновения), а в том, что ты недостаточно хорошо подготовился к написанию данного материала. Если ты первым делом рассчитываешь на вдохновение, это лишь говорит о том, что ты плохо выполняешь свою работу. Журналист хоть и пишет, но не является писателем.
— На чем бы Вы советовали делать акцент при написании статей?
— Важно, чтобы любой материал был связан с реальной жизнью. То есть никогда нельзя забывать о том, что происходит в мире. Нужно быть в курсе всех новостей, политической ситуации и экономического положения в конкретной стране. Качественная журналистика не может существовать иначе. Блогеров критикуют так активно именно из-за того, что большинство из них ничего не знает о происходящем вокруг.
— Недавно Вы начали преподавать в Institut Français de la Mode – лидирующей французской фэшн-школе, которую открыли Пьер Берже и Дидье Грюмба, основатель Федерации Высокой Моды.
— Да, я уже прочитала там несколько лекций. Суть в том, что руководство запускает новый факультет. Всем стало понятно, что большинство людей, мечтающих о карьере дизайнера, ими не станут, а значит нужно продвигать другие профессии в моде. Например, стайлинг все еще не считают профессией, это ошибка. В общем, цель — четче очертить границы всех существующих позиций в моде и дать будущим специалистам качественное образование.
— Ваши лекции о журналистике?
— Да, о том, как писать статьи и рецензии, о том, как справляться с PR-ом, о том, какова журналистская реальность сегодня и о множестве других вещей, которые нужно знать молодым людям. Наконец fashion-образование начинает активно развиваться. Мой постоянный курс начнется в следующем году. Кстати, я уверена, что мы могли бы организовать совместный образовательный проект с Mercedes-Benz Kiev Fashion Days.
— Конечно! А каково Ваше отношение к преподаванию?
— Мне кажется, со студентами важно быть честными и реалистичными. Чаще всего они витают в облаках, отказываются снимать розовые очки, а по завершению учебного процесса встреча с реальностью очень болезненна. Зачем загонять себя в этот мир фантазий, если можно изначально к нему подготовиться?
— Вы впервые в Украине. Расскажите о своих впечатлениях.
— Во-первых, девушки здесь очень отличаются от русских. Из того, что я увидела здесь, в украинках больше гранжа. Здесь есть немного Берлина и немного Лондона. При этом, еще в самолете я обратила внимание, что здесь любят французски бренды. Для Франции это однозначный плюс, так как сами французы практически перестали покупать местные бренды.
— Почему так?
— У нас просто не хватает денег. На самом деле, это то, что возмущает меня в моде: мы видим всю эту красивую одежду и работаем с ней, но не можем себе ничего позволить.
— Какой выход посоветуете?
— Стайлинг! Серьезно, люди недооценивают его значение. Необязательно скупать многое, нужно научиться комбинировать. Этому нас научили блогеры. Именно благодаря им носить одежду из Zara перестало быть зазорно. Или же, периодически люди приходят в восторг от покроя моего пальто, а на самом деле, оно просто гораздо больше меня, от и выглядит необычно. Посмотрите на то, как одеваются люди в Лондоне: слои, слои, слои. Это стало трендом. Все думают, что это осознанный выбор, но на самом деле, это как раз от безвыходности.
— Что скажете по поводу развития индустрии моды в Украине?
— Все впереди. Я уверена в том, что Украина еще заявит о себе и займет определенную нишу на мировом рынке. Более того. Я думаю, что у Украины гораздо больше алтернатив, чем у России. Ни в коем случае нельзя забывать об особенностях страны. Вчера я познакомилась с девушкой, которая ведет свой блог на украинском, и судя по тому, что я слышала, она одна из немногих, кто делает это, чем привлекает множество внимания. Она поступает верно. Нужно уважать свой язык и свою историю. Кроме того, теперь появился украинский Vogue. Его хвалят, им довольны. Не стоит забывать о том, что одежда создается не только для локального потребителя. Благодаря международному вниманию к Mercedes-Benz Kiev Fashion Days дизайнеры одновременно представляют свои коллекции и Украине и всему миру. Так, например, лицо MBKFD – Алла Костромичева, продолжает успешно работать в Париже, например. Она доказательство того, что французская одежда смотрится хорошо не только на самих французах. К этому же должны стремиться и украинские дизайнеры: чтобы в их коллекциях было достаточно национальной идентификации, но при этои и присутствовал элемент интернациональности.
— Но Vogue Украина выходит на русском.
— Неужели? О, я не знала. Я считаю, это неправильно. Не смотря ни на что такие вещи нужно оберегать. Нельзя игнорировать свою родину. Одной из целей поездки было знакомство со спецификой украинской индустрии, особенностями украинок, выделяющих их в сравнении с россиянками.
— Как Вам коллекции украинских дизайнеров?
— Из того, что я увидела здесь, я сделала вывод, что местные дизайнеры не считают соблазнение мужчин целью номер один в процессе создания женской одежды. И это правильно! Девушки выглядят красиво и круто, очень по-своему, они привлекательны, но не оболсьтительны. Я не видела чрезмерно коротких платьей и юбок, либо же слишком много открытого тела. Например, Дарья одета в мешковатое платье, скрывающее ее тело, но это не делает ее менее красивой и менее привлекательной. Скорее наоборот!
— К сожалению, не все пока отказались от философии «чем ярче и короче, тем лучше», но наше общество однозначно двигается в этом направлении.
— На это понадобится время, но это отлично, что процесс идет. Просто больше не круто быть Перис Хилтон. Эта мода осталась в 2000-м году. Не так давно я познакомилась с ней и первое, что пришло мне в голову была мысль: да ведь это образ 10-летней давности. А ты видела ее профиль на facebook?
— Нет!
— Ты только посмотри на нее! Она выглядит как девушка легкого поведения, только с деньгами.
— Однозначно. Возвращаясь к моде, верите ли Вы в то, что локальная неделя моды может превратиться в глобальную?
— Да, конечно! Необходимо заручиться поддержкой профессионалов, а это здесь уже есть. Кроме того, важно понимать, что неделя моды – это не развлечение для взрослых, это важная часть индустрии, это мощный способ развития экономики, это диалог между создателями и потребителями. Не надо далеко ходить за примером – после того, как в одной из британских газет появился материал о том, сколько денег британцы тратят на одежду, премьер- министр начал посещать неделю моды. Он осознал, что экономика держится на покупках. Кроме того, Дарья – отличный организатор. У нее связи по всему миру, благодаря ним среди партнеров MBKFD такие гиганты, как Fashion Scout и NOWFASHION. Кстати, NOWFASHION — идеальная платформа, ведь там представлены и крупные дома мод, вроде Christian Dior и Chanel, а рядом –молодые украинские дизайнеры. Это потрясающе, ведь все пользуются этим ресурсом, и я в их числе. В общем, здесь есть все нужные ингредиенты.
— Какие показы понравились больше всего?
— Антона Белинского, Анны Октябрь и Яси Миночкиной. Они все очень разные, каждый по-своему безумно талантлив и интересен.
— Вы активно сравнивали украинок и россиянок. Что скажете об индустрии моды в Росии? Вы ведь там бывали, верно?
— Ха, вот и настал момент, когда я могу выделиться! Мой крестный отец — Александр Васильев. Именно благодаря нему я увидела Россию более глубинно, чем это получается у обычных туристов.
— Невероятно, но как так?
— Это безумно долгая история. Много лет назад он жил в Париже и стал лучшим другом моей мамы. Кстати, он говорит на идеальном французском! У меня есть фото, на котором я очень маленькая, а он еще совсем молодой и дико привлекательный.
— Так как прошла поездка в Россию?
— О, это было очень интересно и забавно. Я бы сказала, что он fashion-социолог. Мы общались с бабушками, которые утверждают, что носят свои шарфы в честь Александра Васильева, ведь это его фетиш.
— Что скажете по поводу самих россиян?
— Возможно, это прозвучит ужасно, но я не могу не сказать этого: они преувеличивают свою значимость. Ни в коем случае нельзя считать, что твоя страна — это центр мира.
— Что на счет россиянок? Что скажете о стиле?
— Они безумно смелые, я бы сказала, что они «rock their outfits». Им стоило бы расширять границы кругозора. Думаю, они сформировали определенный стиль, и не задумываются о том, что ему стоило бы перманентно развиваться. Та же ситуация, что и с Пэрис Хилтон. Мир не стоит на месте — не останавливайся и ты! Временами они выглядели ужасно вульгарно, я думала, что вижу проституток. В результате, с моей точки зрения украинки эволюционируют гораздо быстрее. Стиль здесь бесспорно более европейский.
— Что бы Вы посоветовали молодым людям, мечтающим о карьере в индустрии моды?
— Делай то, о чем мы говорили в начале интервью: стажируйтесь и практикуйтесь где-угодно. Пробуйте как можно больше всего, знакомьтесь с людьми и набирайтесь опыта! Не бойтесь звонить и писать в редакции. Забудьте о гордости, но не теряйте своего достоинства. Вам еще предстоит упустить несколько отличных возможностей и получить нечто лучше взамен. Вы молоды, а это значит, что у вас все впереди, Не важно, сколько раз вам скажут нет. Не останавливайтесь, не ленитесь, боритесь и вы достигнете своего!
Текст — Анастасия Мозговая
Фото — www.fw-daily.com, личный архив Элис Пфайффер