Знаете, чем дизайнеры и вообще все остальные участники fashion-процесса по большому счету отличаются от других людей? Правильно. Ничем. Поэтому мой рассказ будет, во многом, просто про людей, оказавшихся в этом месте и в это время. И, знаете, я думаю, что это будет вполне типичный рассказ.
За эту неделю мы прожили не даже не одну эпоху, а целых три. Бывало так, что в один день вмещалась целая картина мира – чтобы завтра стать неактуальной и смениться другой.
Эпоха первая. В тот самый, сегодня уже бесконечно далекий первый вечер четверга, когда Мустафа попросил в фб не лайкать, а отвечать «готов» тех, кто действительно готов, я неожиданно для себя увидела на мокром, холодном и почти пустом Майдане одну мою молодую, красивую и продвинутую коллегу «из мира моды». Разумеется, без шапки, в трендовом плаще, в тонких чулках. Пришла, что называется, в чем была.
Мы просто кивнули друг другу. Честно говоря, я была поражена. Мне было очень приятно ее видеть.
И в этот день, и в следующие – до большого митинга – я видела ее там. Видела просто глазами. Следов ее пребывания на Майдане не было ни в ее facebook, ни в Foursquare, ни в Instagram. Возможно, это было неправильно с точки зрения популяризации движения. Даже наверняка – неправильно. Но в этот раз было как-то неловко кого-то приглашать, агитировать, зазывать. Это было личным делом.
Другая моя знакомая, тоже очень модная и продвинутая барышня, когда я, без всякой задней мысли, позвала ее в очередной вечер «пройтись» на Майдан – не пошла. Личный выбор, уважаю. И даже в воскресенье, когда толпа уже валила по бульвару Шевченко, она позвонила со словами: я тут в «Чашке» на Бессарабке, может чаю? То есть пришла посмотреть, любопытно все же, но вообще-то как бы и в кафе. Повторюсь – личный выбор. Который, разумеется, никак не повлиял на наши отношения. Все же не гражданская война на дворе.
События, однако, развивались стремительно. Уже к вечеру воскресенья наступали вторая эпоха: идея борьбы за евроинтеграцию путем стояния на различных центральных площадях города приобрела статус модного проекта. И профессиональные модники (в самом широком смысле слова «модники») сразу ощутили это своим профессиональным модным чутьем. «Идешь сегодня на Майдан?» – неожиданно спросили меня в понедельник сразу несколько человек очень светским тоном. И я поняла – наконец-то я в тренде.
Ко вторнику уже все – модники и не модники – знали, что делать. Так: во-первых, прийти, благо дело, два Майдана слились в один. По уму приходить надо два раза в день. Первый раз лучше днем, так фотки получаются лучше. Камеры тоже днем работают. И съемки для статей про революцию на разные сайты – тоже днем. Ок. Потом вечером – там фотки получаются другие, но очень эффектные, это уже для своих fb-страничек и для Instagram. Пару фильтров – ваще отпад.
Но некоторые мои знакомые– не модники, но тоже вполне себе поэты – ходили по другому графику. Они почему-то приходили на ночь и стояли сколько могли, лучше до утра, на этом пронизывающем майданском холоде, без всяких еще поповских бочек с дровами. Опять-таки — личный выбор.
А еще потом – уже после того, как на всех профильных сайтах вышли подборки о том, как модная общественность приветствует Майдан и, главное, после того, как к великому стоянию присоединились студенты — вот потом наступило самое интересное. Третья эпоха. В которой у протеста наконец-то появились «воины». И это означало, что «магам» пора пойти заняться своим делом.
Было очевидно, что #Евромайдан, в принципе, теперь проживет и без нас. Людей теперь было вдоволь, энтузиазм бил через край, гремучая смесь из двадцатилетних «сопляков»(с), городских сумасшедших и пассионарных украинских музыкантов держала Майдан лучше любого цемента.
Ну, мы все, конечно, все равно приходили – отчасти из гражданского долга, по инерции, отчасти из вампирских побуждений. Потому что драйв там, конечно, колоссальный, это еще в воскресенье все почувствовали. Энергетика фантастическая, заряжаешься просто как батарейка, эдакий бесплатный солярий для души. Молодость, надежда, вдохновение, будущее, чистые помыслы и прочие простительные слабости. Это как наркотик – все понимаешь, но отказаться очень трудно. Привыкаешь. Тянет.
Однако же жизнь в третьей эпохе все настойчивее требовала ответа на один простой вопрос: а что вы можете предложить прекрасному новому миру в профессиональном плане? Не только свое тело и душу, не только свои гаджеты и списки контактов в социальных сетях — но что вы можете сделать в сложившейся ситуации как профессионал?
В среду (то есть, сто тысяч лет назад) я в одном из своих постов сформулировала это так: «Молодежь, собравшаяся на Майдане, по сути предлагает нам всем такой практический семинар по личностному росту, совмещенный с открытым конкурсом на соискание некоего социального гранта – при этом совершенно бесплатно и с огромной аудиторией. Что можно предложить внятного, разумного, легко исполнимого и к месту? Какой, выражаясь привычным языком, проект? Книжный майдан? Прекрасно! Новые лозунги? Супер! Плакаты с хорошей графикой – да, конечно! А еще? Условия конкурса отличные, вот только сроки поджимают”.
Ну, сказать, что поджимают – это ничего не сказать. Впрочем, общественные события такого типа – как раз из разряда тех, к которым невозможно быть готовым и при этом нужно готовиться всю жизнь. Отличная современная инфографика на Майдане возникла практически мгновенно – потому что Игорь Скляревский «тренировался» еще со схемой метро на Евро-2012 и киевским фуникулером.
Новые лозунги от Союза Вольных Художников – чуть позже, но тоже появились. Потому что Иван Семесюк со товарищи тоже не один день работают над актуальным украинским дискурсом. Вот, целый художественный альбом недавно презентовали. Толстенный. «Жлобология» называется.
В этом контексте неудивительно, что от fashion-цеха первыми высказались дизайнеры, которые по совместительству еще и современные художники. То есть мыслят концептуально и проектно. Начал диалог в среду художник Вова Воротнев– он запостил ссылку, резонно заметив при этом: «The hottest item for the Ukrainian Go-Euro mass rallies!”
Мне, конечно же, сразу вспомнились свитшоты от X’U – идея актуализации национальной символики сейчас очень своевременна, никогда еще украинский флаг не был так популярен, как в эту неделю.
А уже на следующий день тот же художник Воротнев, (он же, как всем известно, один из участников коллектива La Petite Porcherie, который выступал и с fashion-проектами) очень кстати напомнил о своем проекте, который он создал к Евро 2012. Сейчас эти надписи приобрели совершенно другой смысл, однако не стали от этого менее интересными.
Буквально в это же время, в четверг вечером художница и дизайнер Зинаида Лихачева презентовала прямо на Майдане микроколлекцию своих шарфиков, в которых на всякий случай объединила сразу два протестных тренда – «прошлый» оранжевый и новый – «европейский». Тут же, на площади, в узком кругу избранных модных инсайдеров, состоялась и импровизированная презентация.
Разница между этими произведениями fashion-дизайна очевидна. С одной стороны, шарфики от Лихачевой представляют собой агитку, текстильный вариант пластиковой ленточки на рукав или в петлицу, Этот шарфик вряд ли можно надеть куда-либо помимо собственно митинга, это сувенир на память о революции. А модели свитшотов Воротнева – вполне носибельная молодежная одежда с более чем актуальным принтом. С другой стороны, разница в том, что шарфики – вот они. А свитшотов — нет. Хотя я бы, честно говоря, такой носила – и, думаю, не только я.
Между прочим, сегодня закончилась и третья эпоха. Наступает четвертая, и я совсем не уверена, что в ней будет место ярким праздникам свободы, фоточкам в инстаграме, позированием на фоне флагов и «революционной» символике. Зато, возможно, появится спрос на реальные вещи – в самом широком смысле этого слова.
А уже в рамках этого появится – прежде всего, в молодежной среде – спрос и на одежду, заряженную новыми идеями. Возвращаясь к нашим узко профессиональным делам, хочется подчеркнуть очевидную мысль. Нынешняя ситуация – редчайший случай, когда импортные масс-бренды не могут составить отечественным дизайнерам никакой конкуренции. Во всяком случае, в ближайшее время.
Но и тут тоже все не очевидно. Все чаще профессионалы противопоставляют такому «майданному патриотизму» рассудочный довод: лучше я просто буду хорошо делать свою работу. Так и мы все быстрее до Европы дойдем. Украинские дизайнеры уже давно не связывают свою карьеру с украинским рынком – во всяком случае, в мечтах и проектах, а потому идея индивидуального пути в условную Европу, бесспорно, сегодня гораздо популярнее любого «украинского» проекта. И снова – это дело личного выбора. Тем более, что «украинский» проект не обещает быть легким.
До обычных зонтиков и кепок с «евросимволикой» за считанные дни сумели додуматься и в подземном переходе под Майданом. Чтобы склепать синие зонтики и кепки с «еврозвездами», не нужно быть дизайнером, нужно просто хотеть немного заработать. Но хочется видеть и не такие лобовые «евро»-концепты — не копирование лейблов, а адаптация смыслов. Что-то, что отвечает настроениям в обществе. Что-то, что люди, надежды которых обмануты, могут надеть, чтобы хоть немного согреться. Шарфы, свитера. Шапки, куртки, варежки. Зима будет долгой.
Текст — Зоя Звиняцковская