С самого первого показа Рафа Симонса для Prada весна-лето 2021 (в качестве со-креативного директора бренда), писать музыку к новым онлайн шоу был приглашен давний друг и соратник бельгийского дизайнера – Ричи Хоутин, англо-канадский музыкант, диджей, продюсер и звезда мировой техно сцены. В 1990-х Хоутин стал участником второй волны детройтского техно, а с середины 1990-х – ведущим представителем минимал-техно. Наибольшую известность Ричи Хоутин приобрел своими записями под лейблом Plastikman и дебютным альбомом Dimension Intrusion (1993) под псевдонимом F.U.S.E.
После второго совместного показа Рафа Симонса и Миуччи Прада для Prada сезона осень-зима 2021, в котором снова была задействована музыка Хоутина появились догадки, что сотрудничество музыканта и бренда не эпизодическое. Предположения подтвердились этим летом, когда мы снова услышали волшебный саунд канадского техно-исполнителя в видео-показе мужской коллекции Prada Spring 2022. Редактор британского журнала Hero Алекс Джеймс Тейлор пишет:
«Хоутин, новаторский продюсер второго поколения из Детройта, как и Prada, руководствуется мозговыми импульсами и желанием ускорить сознание… В основе этого зажигательного пульса – плоскость света и тьмы, контрастов и противоречий, футуризма и ностальгии: именно в этих парадоксах копаются Prada и Хоутин».
И именно это так мастерски почувствовал Раф, когда пригласил Хоутина к сотворчеству. В ожидании четвертого шоу Рафа и Миуччи приводим самые интересные выдержки из недавнего интервью Hero Magazine с техно-музыкантом Ричи Хоутином о сотрудничестве с легендарным итальянским брендом Prada.
Первая встреча с Рафом Симонсом
Впервые Хоутин и Раф встретились на фестивале, на котором музыкант выступал в Бельгии, около десяти лет назад. «Это было в Генте, там проходит очень влиятельная серия мероприятий под названием «10 дней техно». Я играл, наверное, пять или шесть часов и … Я знал, кто такой Раф, но не очень хорошо разбирался в его работе. Однако, что больше всего меня поразило, что пока я играл, Раф оставался там до самого конца», – рассказывает Хоутин об их первой встрече.
Дизайнер тихо сидел в углу, слушал и наблюдал. «Я всегда запоминаю такие моменты, – продолжает диджей, – в турах ты встречаешь очень много людей, которые хотят просто приблизиться к тебе, но, когда в твое поле зрения попадает тот, кто действительно слушает музыку, я точно знаю – он тоже делится чем-то». Так было у Хоутина с Рафом: «мы оба поняли чувствительность друг друга». Интересно, что в тот момент музыкант не подозревал, кто был создателем силуэтов полюбившегося ему Jil Sander, пост креативного директора в котором до 2012 года занимал Раф Симонс.
«Примерно в то же время я постепенно начал глубже интересоваться модой. В начале 90-х это были Prada и Jil Sander, которые действительно находили у меня отклик. Но я даже не знал, что Раф отвечал за некоторые из силуэтов, которые мне так нравились. Поэтому, когда я начал понимать этот великий мир, все стало обретать смысл».
Схожесть интересов и эстетики с Симонсом и Прада
О схожести интересов становится еще более очевидно, когда диалог заходит об эстетике двух творцов. Тейлор обращает внимание на то, что и Хоутин, и Раф разделяют ключевые идеи минимализма, а также культурных пересечений музыки и искусства. Музыкант подтверждает слова редактора:
«Думаю, именно поэтому эти отношения продолжились, и теперь у нас более глубокое сотрудничество с Рафом и Миуччией в Prada. Как только вы найдете художников-единомышленников, особенно из разных миров, где эстетика – это нить, которая связывает нас, такое сотрудничество становится действительно интересным».
Этапы сотрудничества дизайнеров и музыканта
Интересно рассказывает Хоутин о самом процессе создания музыки для Prada, отмечая тот факт, что он вступает в сотворчество в самом финале подготовки коллекции. В интервью он говорит, что сперва много слушает Рафа, его идеи и концепции, лежащие в основе шоу, чтобы получить отправную точку для создания звука. Однако сам не спешит присутапть к работе.
«Может быть, некоторые артисты точно знают, что делают на полгода вперед, но в моем случае все происходит в моменте, когда я иду в студию, у меня есть сэмпл, частота или, может быть, даже чувство. Мое творчество – это исследование, позволяющее использовать оборудование и технологии в разных направлениях».
Именно поэтому Хоутин подключается к Рафу и Миучче, когда у самих дизайнеров уже вырисовывается цельная картинка коллекции. Теперь все могут сконцентрироваться на финальных звуковых частотах и деталях. При этом Хоутин говорит о том, что даже несмотря на то, что в таком сотрудничестве ему приходится учитывать не только свое видение (к чему он не очень привык как творческая единица), работа с Рафом и Миуччей его стимулирует и вдохновляет.
«Независимо от того, насколько это сложно, я чувствую, что есть определенная причина, по которой Раф пришел ко мне для создания музыки к шоу FW21. И почему он и Миучча согласились, что я буду одним из тех, кто будет участвовать в этих проектах. Они понимают, на что я способен, какова моя эстетика, и что она будет сочетаться с их эстетикой. Итак, отправная точка дает мне направление, но я все еще чувствую себя свободным для экспериментов».
Не удивительно, что даже при создании музыки для показов Prada, музыкант создает вещи, которые могут легко стать законченными фрагментами Plastikman или Hawtin. В интервью редактор Hero отмечает и тот факт, что скорее всего именно длительность сотрудничества позволяет развивать отношения и начинать работать инстинктивно. При этом, как утверждает сам Хоутин, его музыкальное путешествие с Prada, которое уже в третий раз начинается одинаково, всегда имеет новую конечную точку.
«Одна из причин этого – творческий вызов и творческое вдохновение. Если бы каждый раз не был другим, не стоило бы этого делать».
Любовь к технологиям и свобода в том, что они вам дают
Вовзращаясь к детству музыканта в Уиндзоре, журналист отмечает тот факт, что отец Ричи работал техником по машинам, и спрашивает у Хоутина, видит ли он связь между автомобильной историей Детройта и пульсирующей музыкой, которая издавна росла в городе – будь то техно или гаражный рок.
«Тот факт, что этот город массового производства сосредоточен на технологиях, является объединяющим моментом с техно-музыкой. Эта вера в то, что мы, люди, можем создать что-то, что может автоматизировать или сделать нашу жизнь лучше. Это то место, откуда выросло техно, особенно детройтское техно, и хотя моя музыка в некотором роде отделена от классического детройтского техно, я думаю, что оно по-прежнему воплощает в себе исследование неизвестного, будущего.
«Существует мнение, что технологии спасут наши дни. Я думаю, вы можете почувствовать, откуда этот дух пришел в Детройт, а также в Виндзор, с большой тройкой: General Motors, Fiat Chrysler и Ford. Технологически насыщенная автомобильная промышленность – это действительно то, что улучшило жизнь целого класса людей. Так что да, это инь и янь моей жизни, эта любовь к технологиям и свобода в том, что они вам дают. Это раскрывает мою креативность, и эти исследования и эксперименты всегда движут меня вперед».
Технологии также всегда были ключевым вопросом в работе Рафа и Миуччи в Prada. Движимые ими, они организовали прямые включения после своих первых двух показов с поклонниками бренда и студентами – будущими дизайнерами.
«Мне понравилось, как они разговаривали со студентами после последнего шоу. Это очень личный момент, и я действительно думаю: «Хорошо, а как мы можем общаться прямо сейчас? Насколько тесны и прямолинейны средства коммуникации между создателем и аудиторией?», – комментирует прямые включения после показов Prada FW21 Хоутин. – В моей сфере поклонники довольно часто становятся ди-джеями, и здесь прослеживается настоящая цикличность, которая только ускоряется. А они это увидели и решили поддержать».
«Я был поклонником Prada в 90-х годах и остаюсь им до сих пор. Однако я был гораздо более взволнован, когда Раф позвонил мне по поводу этого проекта, потому что это Раф и Миучча, и мы вступаем в проект, в котором мы можем делиться творческой свободой. Речь шла об этих двоих и о том, чем будет разговор, а не о бренде».
Видеоформат шоу как фактор, объединяющий музыку и моду
Интересно, что в условиях пандемии все три шоу Prada, созданные Рафом и Миуччей, транслировались в прямом эфире как фильмы под звуки творения Хоутина. Редактор Hero видит в этом еще один объединяющий музыку и моду момент, который связывает все воедино и представляет собой целостный опыт: здесь все имеет равное присутствие, что не всегда бывает с форматом живых выступлений.
«Честно говоря, Раф использовал некоторые из моих работ на предыдущих шоу Рафа Симонса, и я не скажу, что не стал бы делать новую музыку для физического шоу. Однако я определенно подумал бы над этим больше. Потому что в живом шоу вы не можете так сильно контролировать окружающую среду, как это происходит в видео-формате. Он действительно позволяет музыке найти равный баланс и основу для всего, что вы видите…»
«Раф настолько увлечен музыкой, что понимает ее силу. Я думаю, что, возможно, именно поэтому он пришел ко мне. Музыка, которую я создаю, называете ли вы ее минималистичной, субтрактивной или редуктивной, очень чувствительна и касается деталей. Таким образом, использование ее в видео или в стриме, – это единственный способ действительно передать такой тип музыки и позволить ей усилить визуальные эффекты».
О музыкальных альбомах и многослойности смыслов, которые они создают
Когда разговор заходит о ранних источниках вдохновения музыканта, среди которых Kraftwerk, Tangerine Dream и Pink Floyd, оба участника диалога отмечают тот факт, что все эти группы создают невероятно многослойные, текстурированные миры и вызывают ощущение трехмерного движения вокруг нас.
«Я просматривал записи своего отца времен моего детства, и только будучи подростком я наконец понял: «Эта странная картина на стене спальни моих родителей была обложкой The Dark Side of the Moon (восьмой студийный альбом Pink Floyd)». У моего отца была стереосистема, и все эти звуки были включены даже тогда, когда я их не слушал. Таким образом я был настроен или перестроен на звук электронных инструменто и в те моменты, когда не осознавал этого».
«Говоря об этих альбомах (Kraftwerk, Tangerine Dream и Pink Floyd), очень важно то, что вы сказали: слои, импульс, повествование, нарратив. Это как навигация, как путешествие. Умышленно или непреднамеренно – это то, что я всегда ищу в своем музыкальном произведении, особенно в моих альбомах. Мне не очень нравятся альбомы, которые представляют собой просто сборник треков. Если вы используете этот формат, я все равно хочу попасть в то место, куда я врядли попаду через трех-пятиминутный сингл».
«Музыка – это очень много о тех взлетах и падениях, потрясениях, о том, что вибрирует внутри вас. Особенно в моей работе, которая очень субтрактивна и минималистична. Это те небольшие колебания, которые привлекают внимание людей: они как бы массируют его, чтобы задержать, но при этом дают пространство для дыхания».
«Помню, когда я работал над своими первыми двумя альбомами. Первый – F.U.S.E. был своего рода сборником синглов. Его я создал для Warp Records и попытался сделать максимально связным. Однако этот альбом меня все же немного разочаровал. Так я отправился в студию, чтобы создать первый альбом Plastikman, Sheet One, который сыграл решающую роль в моем успехе. Это случилось именно потому, что я сделал то, что действительно хотел сделать.
Сингл для клуба – это сингл, это имеет смысл, таков формат. Но чтобы на самом деле углубиться в альбом, нужно дать кому-то больше и провести его от начала до конца. Если вы сделаете это правильно, захватите слушателя и отправите его в путешествие, это будет невероятно полезно для обеих сторон».
Инсайдер: кто создает SKIMS вместе с Ким Кардашьян, – читайте на нашем сайте.