В это воскресение в возрасте 92 лет скончался американский дизайнер Джеймс Галанос. Возможно, его имя не знакомо современным it-girls, однако самого Галаноса этот факт не волновал: ему было достаточно «небольшой группки» клиентов, среди которых имена Нэнси Рейган, Марлен Дитрих и Грейс Келли.
В современную эпоху fast-fashion и массовых продаж, когда практически все именитые модные дома запускают демократичные линии и больше не рассчитывают исключительно на кутюр, Джеймс был одним из консервативных корифеев «высокой моды», который создавал исключительно дорогие и лимитированные коллекции. «Мне нравится одевать определенный тип женщин, – говорил он. – Преимущественно тех, у кого есть достаток».
Отличительной чертой дизайнов Галаноса было качество и технологичность. Не тот симбиоз моды и технологий, который захватывает подиумы в ХХI веке – вроде «умных» тканей, тканей из переработанных материалов, фасонов-трансформеров или курток и носков, оснащенных датчиками пульса. Галанос совершенствовал классическую технику шитья, работая над выкройками и швами, так что Нэнси Рейган (именно Джеймс, к слову, создал ее наряды для двух инаугураций Рональда Рейгана) однажды сказала: «Его платья можно носить изнанкой наружу, и они все равно будут отлично смотреться».
Джеймс создал себе имя в пределах выбранной им «люксовой ниши» и никогда не устраивал, к примеру, показы: не гонясь за массовостью, он ограничивался тем пиаром, что обеспечивали ему публичные выходы голливудских звезд в его нарядах, а также «сарафанное радио» клиенток из элиты, которые делились контактами мастера со своими подругами. За все время существования бренда он получил лицензии лишь на два дополнительных вида продукции – меха и единственный парфюм: не в стиле Джеймса было растрачивать силы на то, в чем он не мог достичь совершенства. Впрочем, отличной рекламой и в чем-то даже слоганом бренда Galanos Originals могла служить высказывание Юбера де Живанши о его нарядах: «Мы в Париже не шьем настолько хорошо».
В 1998 году, будучи человеком преклонного возраста, Галанос ушел из моды. На вопрос, что он считает главным профессиональным достижением, дизайнер отвечал: «то, что я проработал 46 лет и остался тем же, сохранил те же принципы, с которыми я начинал. Я никогда не жертвовал тем, что на самом деле имеет значение – качеством». Fashion-индустрия постепенно прощается с личностями уровня Джеймса Галаноса, которые хранят верность модным правилам середины прошлого века: когда люксовая одежда была исключительным удовольствием элит, а модные дома не превратились в мега-бренды и мега-бизнесы.
Подготовила Александра Даруга.