Майя Плисецкая: муза дизайнеров, модель, икона стиля

Несмотря на то что главное призвание Майи Плисецкой — балет, с миром моды её тоже многое связывает. Она восхищала и вдохновляла легендарных кутюрье, участвовала в показах, позировала Ричарду Аведону, Сесилю Битону и Ирвину Пенну, а её образы, как сценические, так и из реальной жизни служили примером для подражания для советских модниц.

Муза дизайнеров

Талантом и фигурой Майи Плисецкой восхищались многие дизайнеры, и многие из них мечтали увидеть на ней свою одежду. Одним из великих кутюрье, считавших советскую балерину эталоном женской красоты, был Пьер Карден. Их знакомство произошло, когда Майя танцевала «Умирающего лебедя» Сен-Санса на открытой площадке на фестивале в Авиньоне. Пошел сильный дождь, а Плисецкая продолжала номер. Зрители в знак поддержки закрыли свои зонты. Тогда среди публики оказались Пьер Карден с Надей Леже. Последняя и познакомила его с балериной. Позже модельер придумывал костюмы для балетов Майи. Поначалу Плисецкая переживала, что не сможет объяснить, как должны выглядеть наряды для постановок. Но с культурно образованным итальянцем все оказалось просто. Так, работая над костюмами для «Фантазии» по произведению «Вешние воды» Тургенева, Карден взял модные силуэты XIX века и приспособил их для балета, сделав длинные разрезы вдоль бедер до талии. Также благодаря нему, по словам Плисецкой, «состоялись» «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1973-м году Ролан Пети специально для Майи Плисецкой поставил номер на музыку Малера «Гибель розы». Костюм для третьего акта постановки разработал сам Ив Сен Лоран. Также наряды для советской балерины создавали Хальстон и Жан-Поль Готье. Ни одного из модельеров не смущало, что на афишах Большого театра их имена не печатали, хотя причина была весьма туманна: Министерство культуры СССР не разрешало.

Между тем за рамки дозволенного на сцене Плисецкая выходила и прежде. В одном из своих ранних балетов — «Кармен» — она появляется в черном непростительно коротком для конца советских 1960-х костюме с высоким красным цветком в волосах. «Сплошная эротика… Это чуждый нам путь… Юбку наденьте, Майя», — упрекала балерину министр культуры Екатерина Фурцева. Но спектакль, тем не менее, не запретили. Его ставил кубинец Альберто Алонсо, а ссориться с Фиделем Кастро никто не хотел.

Законодательница вкусов

Не только на сцене, но и в жизни Плисецкая диктовала моду в советские годы, пусть сама к этому и не стремилась. Еще до знакомства с Пьером Карденом она, как и многие звезды СССР, вынуждена была одеваться у фарцовщиц, перепродававших зарубежные товары из-под полы, в подворотнях или на съемных квартирах. «Как много значит для человека одежда! Внешняя оболочка лепит образ. Только она. По ней мы строим свое восприятие личности», — говорила балерина. Чтобы заработать на красивые вещи, Майе приходилось «обтанцовывать» тысячи неудобных площадок и клубных сцен. Элегантность, как позже выразилась сама балерина, ей давалась кровью. Особенно приходилось мучиться зимой. На шубу денег не хватало, и, чтобы выглядеть эффектно, Майя надевала старое каракулевое манто. Его ей подарила Суламифья Мессерер, а перешить облезшие шкурки помог театральный скорняк. Это благодаря Плисецкой в СССР стало популярным сочетание широкого пальто с высокими сапогами. Позже в Париже опять-таки каракулевую, но длинную, прошитую кожаными аппликациями шубку Плисецкой подарила Надя Леже. В ней балерина чувствовала себя в Москве Христофором Колумбом. Она же была первой женщиной в Советском Союзе, у кого было короткое манто из белой норки, перепавшее ей от Эльзы Триоле. В нем она пришла на знаменательную встречу с актрисой Ингрид Бергман. А на приеме у президента Кеннеди Плисецкая была в черных мехах.

Майя любила эпатировать. Как профессионал она отлично знала, как делается образ на сцене, и по таким же правилам создавала наряды «на выход». В своей автобиографии она вспоминает, как однажды надела белое парчовое платье в пол с совершенно открытым балетным лифом, на который небрежно набросила широченный турмалиновый шарф: «Это было представление. Все взоры на мне».

Еще до того в гардеробе Плисецкой появился костюм от Chanel. С самой Коко её познакомил Серж Лыфарь, некогда ведущий солист Дягилевского балета и балетмейстер Парижской оперы. Майя покорила его во время гастролей в Париже в 1962 году, и в качестве подарка Серж организовал ей встречу с Великой Мадемуазель. Для них двоих Коко устроила показ осенне-зимней коллекции именного дома. По воспоминаниям Плисецкой, хозяйка Chanel была очень недовольна манекенщицами и, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, сама принялась показывать, как носить созданную ею одежду. Затем выбрать себе наряд она предложила Майе, а так как балерина замялась в нерешительности, модельер протянула ей костюм с белым мундиром из плотного простроченного шелка, украшенного аксельбантами и золотыми полувоенными пуговицами. В обновке Плисецкая преподнесла урок дефиле нерадивым манекенщицам.

Часто балерина выбирала женственные наряды в стиле милитари, а её фирменным образом стал ансамбль из брюк, жакета или удлиненной блузы, черная подводка для глаз и яркая помада. После знакомства с Карденом Майя отдавала предпочтение его вещам. Их строгая геометрия невероятно близка была советской балерине. Один из его нарядов — черное платье с длинным шлейфом — она надевала по особым поводам.

Модель

Не только музой, но и любимой моделью была для Кардена Плисецкая. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию. Позже балерина станет лицом марки Pierre Cardin. Благодаря этому эпизоду в гардеробе Майи появилось платье «Радуга». Когда же модельер приезжал в Москву, вместе со своим мужем Родионом Щедриным Плисецкая организовала представление «Мода и танец». Весь вечер на сцене балерины в нарядах Pierre Cardin исполняли классические партии. Несколько раз на сцену выходила и Майя, демонстрируя феерические модели, подаренные ей модельером. Здесь впервые было представлено футуристичное платье, символизирующее, по замыслу Кардена, моду ХХI века.

Плисецкая стала первой советской артисткой, которая снялась для журнала Vogue. Она позировала знаменитым модным фотографам, таким как Сесиль Битон, Ирвин Пенн и Ричард Аведон. Последний чаще всего снимал советскую балерину, в том числе и для американского Harper’s Bazaar.