Могут ли модные показы быть более экологичными?

Когда весной 2017 года Карл Лагерфельд пригласил гостей на космическую станцию, дабы стать свидетелями запуска шатла Chanel на показе коллекции ready-to-wear, это вызвало восторженные комментарии посетителей и огромное количество публикаций в Instagram. Практически никто не осудил дизайнера за создание конструкции размером с полноценное здание ради 20-минутного шоу.

Сегодня такая спокойная реакция невозможна. Мы живем в период, когда бренды поддерживают движение Extinction Rebellion и гордятся углеродно-нейтральным производством, призывают к закрытию Недель моды и акцентируют внимание на использованных конструкциях с показов. Климатический апокалипсис становится сильнее чем когда-либо, и это также влияет на модную индустрию. Ситуация изменилась настолько, что в ходе недавнего опроса на Неделях моды 61% участников сказали, что чувствуют вину участвуя в том, что приносит ущерб окружающей среде.

Как мы можем исправить происходящее?

Те, кто особо серьезно задумываются над этим вопросом, считают, что единственное решение – прекратить показы мод. Это поддерживают активисты движения Extinction Rebellion, а также некоторые инсайдеры.

В июле 2019 года Шведский модный совет всколыхнул мир новостью об отмене Недели моды в Стокгольме на неопределенное время.

Если мы, зная о существующей проблеме, будем продолжать делать то же, что и раньше – это не приведет к необходимым изменениям, – комментирует генеральный директор организации Дженни Розен. – Переход с обычного хлопка на органический не прекратит его использование, как и еще одна Неделя моды с органическими нарядами.

Вместо этого Роузи предлагает брендам рассмотреть будущее вне подиума. Шведский модный совет намерен создать новый способ поддержки местных брендов, который, по его словам, «не будет похож на Неделю моды и на то, что нужно промышленности».

Решение модного совета Швеции является очень смелым, но не удивительно, что ни одна другая Неделя моды не поступила так же. Часто все упирается в простую финансовую схему: если показы мод ведут к значительным продажам и увеличивают популярность брендов, то нет никакого смысла их отменять.

Некоторые наоборот поддерживают проведение модных недель. Они аргументируют это тем, что если показы будут ориентированы на sustainability (устойчивость), то смогут положительно влиять на окружающую среду. Примером является Неделя моды в Копенгагене. Одно из основных ее требований – все бренды, которые желают представить свои коллекции, должны быть устойчивыми. Также организаторы Copenhagen Fashion Week пообещали сократить собственные выбросы парниковых газов на 50% в течение следующих трех лет.

Многим активистам претит идея называть мероприятие sustainable, в то время как на него будут прилетать люди со всего мира. По подсчетам организации Climaider (Rensti в Дании), в период Недели моды в Копенгагене международные рейсы, забронированные участниками мероприятия, являются крупнейшим источником выброса углеводорода. Даже если бренд решит использовать местных моделей, все равно останутся рейсы международных влиятельных лиц, редакторов и байеров, которые нужно учесть. Согласно данным недавнего отчета, на поездки только последних приходится около 241 000 тонн выбросов CO2 в год. Это сравнимо с годовыми выбросами маленькой страны.

Тем не менее, генеральный директор Copenhagen Fashion Week Сесиль Торсмарк считает, что этот ущерб оправдан, если показы существенно продвинут идею устойчивости в индустрии моды:

Если благодаря нашим требованиям нам удастся добиться каких-то изменений в индустрии, то это окажет большую пользу на окружающую среду, чем отмена полетов. Мы пытаемся использовать то влияние, которое имеем.

Несмотря на то, что организаторы Парижской недели моды не делали таких громких заявлений, как в Копенгагене, они также начали инвестировать в отслеживание собственных отходов. Французская федерация кутюрье Fédération de la Haute Couture et de la Mode в настоящее время экспериментирует с новым механизмом, предназначенным для отслеживания «экологических, социальных и экономических последствий PFW», по словам исполнительного президента Паскаля Морана:

Целью механизма являются следующие области воздействия: транспорт, декор и сценография, коммуникации и средства массовой информации, энергия, место проведения и питание.

В этом списке перечислены несколько способов, как модные показы могут уменьшить свое влияние на окружающую среду. Они могут проходить в местах, где не требуются сложные конструкции или энергосберегающие тепловые лампы (последние из которых часто используются на открытом воздухе зимой) и которые находятся рядом с железнодорожными станциями (это стимулирует посетителей пользоваться общественным транспортом вместо автомобилей). Если речь идет о еде, то меню на растительной основе компактнее, чем мясные блюда. Отсутствие подарочных мешочков, мерча, одноразовых пластиковых и бумажных приглашений также исключает ненужные отходы.

Конечно, самый лучший способ сократить отходы – это не строить вообще никаких конструкций на подиуме. Если же бренд решил построить какие-то элементы на подиуме, он может отправить потом эти конструкции организации, которая их повторно использует. Это также крайне важно для построения круговой экономики. В Париже организация La Réserve des Arts собирает использованные предметы декораций, которые затем предлагаются ее членам – часто это местные студенты-художники и дизайнеры – для включения в их собственные произведения. Сандрин Андреини, директор La Réserve’s, говорит, что после каждой Недели моды в Париже она собирает со свалки около 300 тонн материала:

Обычно на Неделе моды проводятся шоу, а затем люди все разрушают и выбрасывают. Это может быть текстиль, кожа, дерево, оргстекло… Мы приходим, стараемся максимально защитить материалы, а затем помещаем их в грузовики. Около 90% из них члены нашей организации находят новое применение.

Вдохновением для La Réserve послужила нью-йоркская организация Materials for the Arts, которая уже годами сотрудничает с брендами во время их модных показов. Харриет Тауб, исполнительный директор группы, говорит, что вещи, которые они получают, могут пригодиться государственным школам или другим организациям, которым не хватает финансирования. Пожертвования могут быть разными. Например, высокие стулья из люцита, которые Марк Джейкобс поставил для гостей на показе в 2018 году, Materials for the Arts отправили в местную школу, где требовались высокие места для последнего ряда их джаз-бэнда.

Если вы придете в Materials for the Arts, чтобы получить пять стульев и два стола, вы сэкономите $2000. «За эти деньги вы сможете нанять обслуживающий персонал на неполный рабочий день или купить те вещи, которые не найдете у нас, – говорит Тауб. – Эти сбережения могут быть существенными для бюджета маленькой организации».

Отсутствие достоверной информации о влиянии модной индустрии на окружающую среду привело к созданию специальных институтов, которые исследуют эту сферу. Компания EcoAct в сотрудничестве с Габриэлой Херст создала первое в истории углеродно-нейтральное шоу в прошлом сезоне. Работа экокомпании уже окупилась: начиная с сотрудничества с Hearst осенью (две компании снова стали партнерами в февральском шоу Hearst) в EcoAct наблюдается рост запросов от модных брендов, включая некоторые очень известные люксовые бренды, которые также стремятся отслеживать свое влияние на окружающую среду. Они не просто хотят уменьшить вред от одного проведенного показа, а надеются сократить углеродные отходы в масштабах всей компании.

Если разговоры о влиянии модных показов на окружающую среду могут вдохновить на столь масштабные перемены, Торсмарк может оказаться прав в том, что Неделя моды способна обеспечить устойчивость и в принципе оправдать свое существование. Если нет, то Extinction Rebellion и Stockholm Fashion Week продолжат выглядеть более убедительно. В любом случае ясно одно: продолжать измерять и сокращать выбросы –– необходимость для любого бренда.

Мы все знаем, что должны действовать, – говорит Торсмарк, – Можно начать прямо сейчас.

Фото: vogue.ua


Читайте также:
BE SUSTAINABLE! FASHION SUMMIT SHOW: украинские устойчивые бренды, о которых стоит знать

Дар’я Марусик: “Якщо бренд не дивиться у бік свідомого споживання та відповідального виробництва, то він втрачає шанси бути успішним”