Versace, Mugler, Alexander McQueen: 10 знаковых модных показов 90-х

90-е годы ознаменовали собой поворотное десятилетие в стиле, когда модных дизайнеров и весь мир охватила тяга к минимализму, гранжу и гламуру одновременно. Впервые показы на подиуме стали доступны публике, а не только модной элите, и в результате дизайнеры стали создавать более изощренные изделия и представлять настоящие шоу на своих показах. Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон, Клаудия Шиффер и Синди Кроуфорд кристаллизовали движение супермоделей, в то время как основные модные игроки десятилетия, включая Джона Гальяно, Тома Форда, Александра Маккуина и Марка Джейкобса, продолжали определять эстетику, которая будет влиять на мир моды долгие десятилетия. 

Сегодня повсеместно отменились Недели моды, показы больше не будут прежними, и какой формат нас ждет (и ждет ли вообще), пока неизвестно. Неожиданно и крайне тяжело мы вошли в новую эпоху. 

Предлагаем вспомнить самые запоминающиеся и самые яркие показы 90-х, чтобы навсегда сохранить их в нашей памяти. 

Versace Fall/Winter 1991

Одним из первых дизайнеров, который посадил звезд в первый ряд на своих показах и начал снимать их в рекламных кампаниях, стал Джанни Версаче, тем самым связав поп-культуру и мир моды. После открытия бутика в Милане в 1978 году итальянский дизайнер начал расширять рамки дозволенного в моде, создавая провокационные, ультрасексуальные наряды для женщин («Armani одевает жен, Versace – любовниц», – так в то время охарактеризовал стиль бренда один из редакторов).
Для своего исторического шоу в 1991 году Джанни пригласил Наоми Кэмпбелл, Линду Евангелисту, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон для совместного дефиле. В таком составе группа моделей впервые появилась в музыкальном видео Джорджа Майкла «Freedom! ’90», что обеспечило им славу далеко за пределами мира моды. 

Jean Paul Gaultier 1992

Хотя у Жан-Поля Готье и не было профессионального образования в сфере моды, его врожденный талант настолько впечатлил Пьера Кардена, что он взял его к себе ассистентом. Готье основал свой бренд в 1976 году и стал новатором французской моды, создавая новые провокационные формы самовыражения (конусообразный лиф, который Мадонна носила во время своего тура «Blond Ambition» в 1990-м) и вещи исключительного кроя, а также проявляя интерес к социополитическим вопросам. В сентябре 1992 года Готье впервые показал свое шоу в Америке в поддержку Американского фонда исследования СПИДа, представив более 140 образов перед 650 гостями. Момент, который никогда не забудется, – когда Мадонна вышла на подиум, экспрессивно сняв жакет и продемонстрировав оголенную грудь. Это было шоу на века, а Готье собрал более $700,000. 

Versace Fall/Winter 1992

Эта коллекция Versace называлась Miss S&M, и она произвела настоящий раскол общественного мнения. В то время, как Хельмут Ньютон был в восторге от коллекции, платье-бандаж вызвало шквал негодования модных критиков. Сьюзи Менкес сказала, что не хочет, чтобы женщина становилась сексуальным объектом. Для демонстрации своей фетишистской коллекции, в которой были шпильки, ошейники, кожа и портупея, элегантно сидящая поверх черного платья, Джанни пригласил Клаудию Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Линду Евангелисту. Несмотря на скандальную славу коллекции, Версаче породил новый культ, и все самые узнаваемые фешиониста вскоре разгуливали в бандажных платьях, а сам Джанни шутил, что пол-Манхэттена теперь носит портупеи. 

Thierry Mugler Spring/Summer 1992 

Мало того, что эта коллекция Thierry Mugler названа Les Cow-boys, она запомнится тем, что по подиуму прошлись недавно разведенная Иванка Трамп и порнозвезда Джефф Страйкер. Также на показе было продемонстрировано бюстье Harley Davidson, которое позже снимут в легендарном клипе Джорджа Майкла «Too Funky». Майкл нанял Mugler – французского дизайнера, известного своими драматическими силуэтами и впечатляющим шоу, для съемок и дизайна одежды для видео, в котором участвовали модели Линда Евангелиста, Тайра Бэнкс, Ева Герцигова и Надя Ауэрман. В видео байкерское бюстье в комплекте с боковыми зеркалами и ручками носила шведская модель Эмма Шоберг, в то время как Ники Тейлор надела его с кожаными шортами для коллекции Mugler.

Vivienne Westwood Fall/Winter 1993 

Одним из самых запоминающихся моментов 90-х было то, как Кэмпбелл упала на пурпурных платформах из питона на шоу Vivienne Westwood Fall/Winter 1993 года, после чего она просто поднялась и пошла дальше с улыбкой на лице. Очарование британского дизайнера шотландской и английской историей и ее склонность к тартану достигли пика в этой коллекции. Вествуд использовала смесь шотландского тартана, изготовленного на заказ в различных оттенках и силуэтах. На Линде Евангелисте было охотничье снаряжение и мини-килт, а Кейт Мосс продемонстрировала свадебное платье из тюля и тартана. 

Perry Ellis Spring/Summer 1993 

Именно после этой коллекции молодого и талантливого Марка Джейкобса уволили из Perry Ellis. Но именно эта коллекция в его исполнении возвела стиль гранж на модный Олимп. Джейкобс пригласил к участию в шоу супермоделей Карлу Бруни, Наоми Кэмпбелл, Шалом Харлоу и Кейт Мосс, нарядив их в платья с винтажными принтами и растянутыми регланами, дополняя образы обувью Dr. Martens, Birkenstock и Converse. Критики в то время разнесли в пух и прах изношенный вид одежды, а Кэти Хорин писала: 

«Гранж — анафема моде, а для крупного модного Дома на Седьмой авеню такие заявления довольно смешны». 

Джейкобса выгнали, и он занялся созданием своей собственной линейки.  

John Galliano Fall/Winter 1994 

Когда Джону Гальяно не хватило средств для создания экстравагантного шоу, случайная встреча со светской львицей Сао Шлюмберже привела к заимствованию ее особняка Rue Ferou 17-го века для проведения показа. Подражая романтическому духу особняка, построенного во время французского Просвещения и служившего очагом творчества, Джон Гальяно украсил его лепестками, люстрами, опавшими листьями и сухим льдом. Главные модели показа Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс, Хелена Кристенсен, Кристи Тарлингтон и Линда Евангелиста участвовали в шоу бесплатно. Коллекция включала традиционный японский гламур в сочетании с историческими платьями, к которым Гальяно имел особую любовь. На подиуме дизайнер продемонстрировал платья-слипы, смокинги в стиле 40-х годов и мини-кимоно в комплекте со шляпами-колоколами от Миллера Стивена Джонса и бриллиантами, позаимствованными у ведущих парижских ювелиров.

Thierry Mugler Couture Fall/Winter 1995

Часовое шоу Mugler осень/зима 1995 Couture припало на празднование 20-й годовщины Дома. На нем были представлены самые авангардные произведения десятилетия, в том числе платье «Рождение Венеры», в котором Карди Би появилась на «Грэмми» в 2019 году. На сцене парижского Cirque d’Hiver модели Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, Эль Макферсон и Клаудия Шиффер выступили вместе с легендами – Типпи Хедрен, Патти Херст, Верушка и Джерри Холл демонстрировали футуристические наряды невероятного кроя. Немецкая супермодель Надя Ауэрман появилась на подиуме, одетая словно бионический фембот – в серебряном металлическом костюме, который был разработан в сотрудничестве с авиационным специалистом Жан-Пьером Делькросом.

Alexander McQueen Fall/Winter 1998

Для своего шоу Александр Маккуин вдохновился убийствами французской римско-католической мученицы Жанны д’Арк и Романовых, последней императорской семьи в России. Показ изобиловал кольчужными платьями в средневековом стиле и принтами с изображением покойных детей Романовых. Одна модель была одета в красное кружевное платье, закрывавшее ее лицо, а позже это же платье надела Леди Гага на MTV Music Video Awards 2009. Финал стал самым запоминающимся моментом моды 90-х: когда последняя модель спускалась по подиуму, вокруг нее вспыхнуло огненное кольцо, что было отсылкой к Жанне д’Арк, которую сожгли на костре. По мере того, как огонь усиливался, модель продолжала корчиться, стоя на подиуме, завершая показ на зловещей, но пронзительной ноте.

Alexander McQueen Spring/Summer 1999

Александр Маккуин был известен тем, что нарушал традиции: на его дизайны влияло его же шотландское наследие, а его шоу бросали вызов представлениям о том, что такое модный показ. Его весенне-летняя коллекция 1999 года стала одной из самых знаковых на все времена. Тогдашние модели-новички Жизель Бюндхен, Бриджет Холл и Анджела Линдвалл были одеты в драпированные, кружевные и прозрачные платья, которые поражали воображение. В финале шоу модель Шалом Харлоу появилась на вращающейся платформе, одетая в белое платье без бретелек, в то время как роботы, которые, как правило, использовались для покраски автомобилей, обрызгивали ее краской зеленого и черного цвета. Так появился превосходный дизайн, над созданием которого публика могла наблюдать прямо во время показа, что сделало платье настоящим художественным произведением.


Читайте также:
Дизайнеры и их музы: главные тандемы fashion-индустрии