За кадром: интервью с фотографиней Юлией Вдовиченко

Предметная фотография – отдельный вид искусства, как в живописи натюрморт. Главная редакторка пообщалась с одной из самых талантливых фотографинь в Украине. Думаем, вы все ее знаете – вашему вниманию интервью с Юлией Вдовиченко.

Мало кто знает, что ты училась на архитектора, в этом ли секрет идеальных композиций?

Да, пять лет назад я забрала свой диплом магистра архитектуры из КНУСА. Я не жалею ни о выборе университета, ни о том, что ни дня не работала по профессии. 

Архитектуре сейчас обучаются семь лет. Это кардинально меняет твое восприятие и ощущение пространства, объема, цвета, фактур. Работая предметным фотографом я ведь по сути точно так же размещаю объекты в пространстве, подсознательно используя те же композиционные средства, что и в архитектуре. Кого-то эта дисциплина и упорядоченность может ограничивать, но я для себя нахожу красоту «в рамках». 

Расскажи про путь до Helen Marlen. Снимала ли ты «не для моды», когда-то?

В 2012 году я нашла на антресолях старую пленочную камеру, которую дедушка привез в свое время из Дрездена и снимала все, что видела. Ничто меня так не радовало тогда, как портреты, которые получались хотя бы в резкости. Я публиковала снимки на всех известных мне платформах и страшно этим гордилась.

Когда появился первый цифровой фотоаппарат, я отозвалась на некоммерческое предложение снимать героев интервью для онлайн издания. Дальше, как в тумане – новые люди, первые коммерческие заказы, сотрудничество с украинскими дизайнерами.

Первая моя работа была в Obag Ukraine – я впервые снимала невероятно популярные на то время флэт-леи и открыла для себя направление предметной фотографии.

Какой была самая факапная съемка? Может не с твоей стороны, а со стороны заказчика?

Пару месяцев назад мы с Олей Сосюрой делали съемку для Iqos Ua. У нас была красивая идея к весеннему кампейну. Мы подготовили бриф, подобрали фоны в одной тональности с девайсами, нашли вейпера для того, чтобы была плотная текстура дыма, который окутывал цветочную композицию от Иры Еворы.

Все было прекрасно, кроме одного «но». Один из девизов компании «Тiльки смак без диму і попелу». БЕЗ диму. Фотографии так и не были опубликованы. Только благодаря дублям без дыма в кадре, дополнительной съемки и лояльности компании мы получили ожидаемый результат. Не могу сказать, что это был прямо факап, но все же. Это был хороший тест на внимательность и ответственность с двух сторон.

Как ты оцениваешь рынок украинской фотографии?

Так как возрастает значение визуальной составляющей, предметный фотограф становится более востребованным. Особенно ощутимо в период локдауна, когда все ушли в онлайн. Направление стремительно развивается и заказчики все больше открыты к нестандартным решениям и альтернативным подходам. Очень нравится эта тенденция с не «прямой» подачей объектов в коммерческой съемке. Сейчас не обязательно снимать мыло, в составе которого ромашка, с ромашками. Можно оформить это в совершенно другую визуальную историю, которая будет вызывать у человека эмоции. 

Хотела бы работать для Европы, за другие гонорары?

Периодически получаю такие предложения. Особенно была в восторге от одного брифа шведского косметического бренда, в котором был указан даже угол наклона продукции в кадре. Пока мне интересно развиваться в этом направлении тут, в Киеве, но кто знает что будет через год.

Как проходит твоя идеальная съемка?

Идеальные съемки чаще всего про командную работу. Когда есть сет-дизайнер или стилист, с которым мы прописываем каждый кадр до съемки и проводим дни в поиске его составляющих. Когда проект «по любви», с заказчиком совпадает видение и вы вместе ведете проект от идеи до финального результата. И когда минимальная постобработка, конечно же.

Расскажи про сотрудничество с Пашковским?

Уже два года проявляю пленочные негативы в его мастерской. Красный свет, проявитель, вода, фискаж, вода. Очень тактильный и медитативный процесс. Иногда, как ассистент, я сопровождаю Рому на важных съемках и обязательно в портретные дни. Считаю, что встретить человека с таким чистым восприятием и тонкой душевной организацией – большая редкость. Все люди на его снимках прекрасны. С ним можно простыми словами о сложном и наоборот. Я очень дорожу нашей с ним дружбой. 

Есть ли укр фотограф, который нравится тебе? Я про предметку сейчас? А зарубежный?

Конечно! С каждым днем все больше. Из последних моих открытий – Алена Кузьмина и Анна Погосова. Потрясающие. Каждую их фотографию хочется рассматривать до всех деталей. У азиатских фотографов более “искушенная” аудитория и их снимки опережают время. Cho Gi Seok, for example.

Из украинских для меня Лера Леванова такая одна. Очень люблю все её серии для Gunia Project. 

Что в сохраненных в телефоне? Покажи

Храню сохраненки в инстаграм и собираю архивы на ноутбуке из других источников. Там от архитектуры постмодернизма в Испании до аккаунтов тайваньских флористов. Во всем можно увидеть для себя вдохновение.

Какая у тебя мечта на этот год?

Хотя бы неделю отпуска, честное слово;)

Незалежне діджитал видання про тренди та інновації у житті кожного. Ми висвітлюємо теми моди, культури, технологій та лайфстайлу. Наші контриб’ютори – представники різних професій, які говорять з аудиторією про завжди актуальний та позачасовий прогрес. Експертиза та досвід дозволяють нам робити інформацію зрозумілою та впорядкованою для читача, а головне – прикладною.