Система моды. Соня Плакидюк, фотограф

Fashionweek.kiev.ua строит систему моды в Украине. Мы выбираем тех, кто составляет еще только формирующуюся по мировым законам модную индустрию Украины. Это те, кто уже сейчас активнее всех включен в этот процесс развития моды в этой стране и является его двигателем. Мы регулярно публикуем интервью с инсайдерами украинской модной индустрии. Дизайнеры, фотографы, модели, журналисты, байеры, стилисты рассказывают о своем опыте и пути развития моды в Украине в проекте «Система моды».

__________________________

Сегодняшним героем «Системы моды» стала фотограф Соня Плакидюк, более известная как Moi Sofism. Как рассказывает Соня, псевдоним выбран неслучайно: «Moi» по-французски «я». «Sofism», как гласит Википедия — «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка».

«Хороший фотограф как хороший плиточник. Его не находят на улице, с ним делятся соседским методом: из рук в руки. У каждого фотографа есть своя репутация. Главное ее не испортить. Этот «соседский» метод может сработать, как за, так и против тебя».

__________________________

Я знаю, что у тебя диплом кибернетика. Совсем не художественное образование и далекое от искусства. Как ты думаешь, фотографу важно иметь профессиональное образование?

В университете я училась шесть лет. И за эти шесть лет я не единожды задавала себе вопрос: «Куда бы я поступила, если бы точно знала, что посвящу свою жизнь фотографии?». Естественно, мои мысли сразу уносились на Запад. Я думаю, что нет смысла объяснять, что заграничное образование в сфере фотографии даже в одном ряду не стоит с нашими «фотошколами», где учат ставить три источника света и световой схеме «бабочка», но эти нехитрые познания можно постигнуть самостоятельно, буквально за несколько съемок. Кстати, если бы Паоло Роверси был учеником одной из наших фотошкол, он был бы, наверняка, двоечником из-за своего стиля подачи света. Так вот, в то время мое основное образование  занимало практически все свободное время, поэтому весь оставшийся досуг посвящался съемкам и их постоянному анализу с целью самосовершенствования, а это отнюдь не самый короткий путь к мастерству. А вот если бы я училась в западном узкоспециализированном учебном заведении, мне не пришлось бы так долго учиться на своих ошибках и «изобретать велосипед» на каждом этапе становления. Я понимала, что мне не хватает доступа к мировому опыту в сфере fashion-фотографии, тут некому рассказать о правилах съемок лукбука и взаимоотношениях команды на съемке. Приходится все познавать самому, теряя драгоценное время.

Планируешь уехать на Запад?

Скажем так: это мой основной план, но пока я не чувствую достаточно сил для его свершения. Я так долго училась в университете, в то время как остальные фотографы посвящали все свое время этому ремеслу, что мне в какой-то мере нужно наверстать упущенное. Теперь я могу целиком и полностью отдаться фотографии, не боясь посвятить целый день листанию архивов модного глянца, набираясь вдохновения для своих съемок.  Или же, наконец, реализовать все свои задумки и проекты, все больше набивая руку и оттачивая мастерство.

__________________________

MA_SY Campaign (2011 год)

Модель: Настя Цирюльник. Стиль: Ольга Януль

__________________________

Что такое moodboard и что он значит для фотографа?

Mood-board служит для того, чтобы вся съемочная команда четко понимала свою задачу. Это своего рода блоксхема действий на съемке. Благодаря муд-борду, команде значительно легче воплотить общую идею, ведь всегда легче показать картинку, чем битый час объяснять на пальцах. И с опытом ты понимаешь, что без мудборда, без вдохновения — никуда, это нормально, несмотря на то, что у нас любят потыкать пальчиком и покричать, что это обязательно плагиат.

Помнишь, известный фотограф Дэвид ЛаШапель судился с певицей Рианной из-за слишком откровенного плагиата, который был замечен в ее новом клипе?

Да, конечно. Думаю, что это была ошибка стилистов Рианны, которые не смогли адекватно адаптировать свое вдохновение ЛаШапелем во что-то новое. Ведь мудборд не делается с целью плагиата, он служит стройматериалом для создания нового продукта.

__________________________

 

POUSTOVIT Jewelllery (2010 год)

Модель: Полина Мороз. Стиль: Женя Примаченко

__________________________

Почему ты выбрала именно fashion-фотографию? Это было что-то вроде, «всю жизнь читала Vogue и мечтала оказаться на страницах журнала?»

Все гораздо проще, — я, дитя девяностых, листала журнал Burda и о том, чтобы стать fashion-фотографом, даже не помышляла. Ведь по сути, профессия fashion-фотографа в 90-е была ни о чем. Как, в общем-то, и фотографа в целом. Взяв камеру в руки, я лишь пыталась развлечься. Но в один прекрасный момент я четко осознала, что желая добиться в этой сфере успеха, имеет смысл сделать это своим основным занятием. Ведь, на мой взгляд, невозможно делать что-то лучше всех, если ты этим не живешь.

Помнишь фотографию, за которую получила свои первые деньги?

Да. Это была фотография моей подружки в лепестках роз, снятая у меня дома. Кстати, это фото до сих пор почему-то популярно на просторах интернета. Ко мне из Севастополя приехал фотограф, чтобы купить отпечаток этой фотографии. Мне было тогда 16 лет.

__________________________

 

«Сердце березы» дизайнера Зинаида Лихачева.

Модель: Настя Белкина. Стиль: Юлия Пелипас

__________________________

А как он тебя нашел?

В то время было модно постить свои работы на фотосайты. Тогда все фотографы только там и сидели. Все боролись за то, чтобы твоя работа стала «фотографией дня». Что-то почерпнуть для себя в плане fashion-фотографии было невозможно, но для наработки аудитории этот сайт был неплохой площадкой.

В  2010 году ты стала финалистом  Harpers Bazaar Fashion Forward. Расскажи, как это повлияло на твою карьеру?

Безусловно, было полезно поучаствовать в конкурсе от издания с мировым именем. Выход в финал как минимум обеспечил мне знакомство с командой Harper’s Bazaar, и в какой-то мере их признание меня в профессиональном плане.

Также, благодаря этому проекту мы с дизайнером Машей Сильнягиной впоследствии имели возможность представить авторскую инсталляцию на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, что тоже немало.

__________________________

 

WHATEVER Campaign (2012)

Модель: Яна Кензо

__________________________

Насколько важны «связи» в работе молодого украинского фотографа?

Я не буду лукавить, но связи – действительно важны. Фотографу важно знакомиться с моделями, дизайнерами. Со стилистами, которые обеспечат хорошую подачу модели. Если всего этого не будет, то насколько бы огромным твой талант ни был, он не найдет полного выхода.

Фотографы любят назначать себе муз. У тебя есть муза?

У меня есть «музык» (смеется). Я боюсь зацикливаться на одном и том же человеке. Знаю, как это выглядит со стороны,  — когда все съемки с одной моделью. Мне не хотелось бы постоянно вдохновляться лишь одним человеком, так недолго скатиться в монотонное самоцитирование.

__________________________

 

MA_SY Campaign (2012)

Стиль: Ольга Януль

__________________________

С кем проще работать: с начинающими девочками или профессионалами?

Безусловно, с профессионалами. Опытные модели сразу же чувствуют настроение съемки и не нужно тратить время на объяснение того, чего ты хочешь в кадре. Особенно это касается тех, кто регулярно работает зарубежом. Молоденькие же девочки непроизвольно стремятся сделать кадр немного банальным: просто копируют то, что они уже видели на других картинках. Принять позу «fashion-спазм», например, которая уже всем намозолила глаз.

Хотя бывают новички, которые с первых съемок чувствуют камеру, и это своего рода талант, не требующий особого шлифования практикой

А как ты работаешь с новичками?

Во время съемки постоянно показываю девочке кадры, чтобы она понимала, как она выглядит (в идеале, это вообще съемка с выводом фото на монитор, когда вся команда, включая модель, сразу видит что получается, буквально каждый кадр). И я совершенно не понимаю фотографов, которые этого не делают. Есть такие люди, которые с паникой в глазах убегают, когда модель просит показать рабочие снимки. Тем самым, на мой взгляд, лишь усложняя себе работу.

__________________________

 

Модельные тесты (2012)

__________________________

Представляешь, как было тяжело, например, Хельмуту Ньютону, снимающему на пленку?

Почему бы не пользоваться возможностями цифровой техники, коль они тебе даны?  Это ускоряет процесс в разы. Мне не понятны люди, которые заявляют: «Я снимаю только на пленку и фотошопом не пользуюсь. У меня такой стиль». Я смотрю на его работы и думаю: «Лучше бы пользовался. Чем ты кичишься?». Фотошоп ведь не призван для того, чтобы испортить фотографию. И, если ты действительно умеешь им пользоваться, это только улучшает твой снимок.

У тебя есть в работе табу?

Я никогда не обращаюсь с моделью как с рабочим материалом.

А в плане фотографии?

Никогда не говори «никогда». Чем меньше у тебя рамок, тем больше у тебя свободы. Мое кредо в работе: «Почему бы и нет?».

__________________________

 

Алла Костромичева и Эвелина Мамбетова для Playing Fashion

Стиль: Ольга Януль

__________________________

Сейчас многие fashion-фотографы снимают клипы: Ник Найт, Мерт и Маркус, Дэвид ЛаШапель. Ты себя видишь в роли режиссера?

У меня были мысли получить второе высшее образование, именно режиссера. Но пока я отказалась от этой идеи. Я понимаю, почему фотографы «ударились» в клипы. Fashion-фотографам очень хорошо удается работать с визуальной составляющей. Но без грамотного технического сопровождения это все нереализуемо. Что касается меня, — я пока не готова к съемкам клипа. Я не раз имела возможность поработать на клипах, наблюдая за работой Алана Бадоева и Евгения Тимохина.

Давай поговорим об украинском рынке моды. Он стремительно развивается в последнее время. Ты ощущаешь это на себе?

Да. Мы стали интереснее Западу. Украинские дизайнеры стали более самостоятельными. Они ездят на выставки и конкурсы. Это очень воодушевляет. Наконец-то правильно начали снимать лукбуки.

__________________________

 

Юлия Артюх для Bazaar Fashion Forward

Стиль: Женя Примаченко

__________________________

А если говорить о медиа?

Хорошо, что они у нас есть. Я очень рада, что есть возможность снимать для таких имен, как Bazaar, Elle, L’Officiel.

Как относишься к съемке исключительно ради денег?

Я уже давно пропагандирую ту мысль, что ощущение причастности к высокому искусству, — это классно, но оно не купит тебе бутерброд с маслом и не даст денег на такси. Это работа, а не хобби. А за работу нужно платить.

__________________________

 

Надя Шаповал для WHATEVER Campaign (2012)

__________________________

Расскажи о своей работе с журналом XXL. Думаю, что немногие сегодня украинские fashion-фотографы готовы к сотрудничеству с подобными изданиями.

XXL обратились ко мне с просьбой, — привнести fashion в эротическую съемку. Когда за эротику берется мужчина, — это одно, когда женщина – съемка становится мягче и художественней. У меня давно есть мечта: снять рекламную кампанию для Agent Provocateur, поэтому работу с XXL считаю хорошей практикой.

 

Как ты думаешь, у тебя уже выработался свой стиль?

Не мне судить, но судя по отзывам, моя картинка в каком-то смысле довольно узнаваема. Но в то же время я не пытаюсь все снять в одном ключе, лишь бы стать еще более узнаваемой. С одной стороны хотелось бы, в какой-то мере подстроиться под желания и нужды клиента в плане подачи, но с другой — привнести элемент своего почерка. Когда ты начинаешь бездумно шпарить одинаковые по визуальному восприятию картинки с разным наполнением – это надоедает.

__________________________

 

Алла Костромичева для Mercedes-Benz Odessa Fashion Days

__________________________

Да, мне кажется, возникает некий передоз.

Для меня таким передозом является Энни Лейбовиц. Если ты можешь привнести в картинку часть себя и, при этом, показать что-то новое – это здорово. На мой взгляд, с этим справляются Мерт Алас и Маркус Пиггот. Видел рекламную кампанию Cavalli? Казалось бы, как можно сымпровизировать в рамках стиля Cavalli? Ан-нет, получилось, что они сохранили дух дома и, тем не менее, оставили читаемым свой стиль.

На данный момент, среди молодых украинских фотографов у нас, — ты, Cate Underwood, Саша Самсонова и Анна Зосимова. Вы – девушки и примерно одного возраста. Невольно задаешься вопросом, что вас объединяет?

Я недавно задумалась над этим и, если честно, у меня нет ответа на этот вопрос. Единственное объяснение – девочки более хватки к восприятию западных трендов.

Существует между вами конкуренция?

А где ж ее нет, о чем речь? Я даже не собираюсь кривить душой на предмет того, что ее нет. Единственное, что спасает, так это то, что каждая из нас двигается в каком-то своем направлении, не копируя друг друга, — это создает какое-то здоровое деление рынка фешн-фотографии, если так можно выразиться

Легко ли молодому фотографу добиться признания в Украине?

Как показывает практика, — это возможно. Но я бы не говорила, что это легко. Когда ты – девочка с камерой, на тебя смотрят, как на модель, а не на фотографа. Я долго тешила себя мыслью, что какой-то дядя объяснит мне азы фотоискусства, за чем я и ходила в разные студии. Вместо этого, дяди-фотографы сажали меня на стул и фотографировали. Сейчас это уже не так. Возможно, это случилось благодаря нам — четверке, которую ты перечислил. Кто знает?

Текст: Александр Коптев

 __________________________

 

Незалежне діджитал видання про тренди та інновації у житті кожного. Ми висвітлюємо теми моди, культури, технологій та лайфстайлу. Наші контриб’ютори – представники різних професій, які говорять з аудиторією про завжди актуальний та позачасовий прогрес. Експертиза та досвід дозволяють нам робити інформацію зрозумілою та впорядкованою для читача, а головне – прикладною.