Fashionweek.kiev.ua продолжает строить систему моды в Украине. Мы выбираем тех, кто строит и составляет еще только формирующуюся по мировым законам модную индустрию Украины. Это те, кто уже сейчас активнее всех включен в этот процесс развития моды в этой стране и является его двигателем. Отныне, мы будем регулярно публиковать интервью с инсайдерами украинской модной индустрии. Дизайнеры, фотографы, модели, журналисты, байеры, стилисты будут рассказывать о своем опыте и пути развития моды в Украине в проекте»Система моды».
В рамках проекта «Система моды» мы пообщались с Дашей Лагенберг. Стилист «от корки до корки» начала свой творческий путь с музыкального клипа, где выступила не только, как стилист, но и как главная героиня. Далее последовало успешное сотрудничество с журналом ТОП10 , для которого Даша стилизовала не одну fashion-съемку. Стоит также отметить, что и личный гардероб Даши полон ярких вещей и интересных ансамблей. Типичная для многих ее коллег поговорка «сапожник без сапог» отнюдь не про нее.
В интервью нашему сайту Даша Лагенберг поведала о тяжелых буднях работника украинского fashion-глянца, важности образования и о будущей fashion-революции в Украине.
Вот вы стилист от корки до корки: стилизуете показы, съемки для глянца, телевизионные проекты. Не возникает ли желание попробовать себя в чем-то еще?
Думаю, что стилистика дана мне богом. Я каждый день что-то придумываю. Но и попробовать что-то новое мне интересно.
Давайте поговорим о вашей телевизионной деятельности. Расскажите подробней об этой части вашего творчества?
Это был один из этапов в моей жизни. Но признаюсь, — я не смогла внедриться в эту сферу. Собственно, как и эта сфера не смогла принять меня. Это была коммерция.
Продюсеры как-то ограничивали вас, ставили в рамки?
Нет. Продюсером группы, которой я занималась, был хореограф Мигель, с которым у меня сложились очень хорошие отношения.
А вас не смущает работа с медиа?
Очень смущает. Но повторюсь, работа на телевидении была для меня лишь коммерцией.
Клипы стилизовали?
Да, стилизовала. Но там так много беготни, что я решила, что это тоже не мое.
А что вы можете назвать «вашим»?
Мне нравится делать картинку. Наполнять, видеть и придумывать. Мне кажется, я была бы классным редактором журнала. Мне очень хорошо удается объединять совершенно разных между собой людей.
Съемка в журнале ТОП10. Ann Zh, фотограф Анна Зосимова. Стиль: Даша Лагенберг.
Не думали о запуске журнала?
Я не вижу сейчас надобности в этом.
Сегодня все предсказывают гибель печатному глянцу. Что вы думаете об этом?
Такого никогда не произойдет, пока человек будет разумным. Любую вещь приятней иметь у себя в руках, чем видеть какие-то электронные наборы.
Раньше ведь журналы выполняли информационную функцию. Сейчас своей оперативностью интернет их обскакал. Возможно, журналы изменят свою структуру?
Они станут более безтекстовые. В журнале ведь главное не текст.
Ann Zh, фотограф Анна Зосимова. Стиль: Даша Лагенберг
Картинка?
Эстетика. Совокупность картинок и фраз.
Какой украинский журнал вы бы могли назвать наиболее потенциальным?
Он пока не появился. Сейчас в основном все журналы заграничные. Украинского журнала нет пока.
Playing Fashion, например.
Ну где же он украинский? Он просто изготавливается в Украине. Но это не национальный продукт.
А что такое, по-вашему, «национальный продукт»?
Журнал с украинскими фотографами, украинскими моделями, украинскими журналистами. С украинскими размышлениями, в конце концов.
А такие журналы, как Playing Fashion – актуальны сегодня? Они нужны стране?
Нет, не нужны. Все, что они делают можно посмотреть в интернете. Возможно, он нужен для рекламодателей. Но для народа – нет. Там я вижу бытовой продукт, который видела неоднократно. Вообще, сегодняшняя мода мне скучна. Я нахожу ее однообразной. Она варится в собственном соку. Мы стараемся делать картинку максимально приближенную к рекламе, но не к эстетике. Нет революции.
Модель — Женя Кедрова, фотограф — Евгения Шабаева. Стиль — Даша Лагенберг
А кто должен совершить революцию?
Здесь ее совершать пока рано. Сейчас будущие революционеры аккумулируют энергию, чтобы в будущем бабахнуть.
Вы стремитесь к популярности?
Я не могу сказать, что я как-то гонюсь за популярностью. Она сама за мной гонится.
А вы от нее убегаете?
Нет. Зачем?
Дарья Шаповалова, фотограф Максим Белоусов. Стиль: Даша Лагенберг
Вы считаете себя художником?
Да. Я художник.
Реально ли сегодня художнику совмещать коммерческий успех и свою тонкую творческую стезю?
То, что творческий человек постоянно бедный и всеми обделенный – это лишь глупый стереотип. Есть ведь масса примеров признанных при жизни талантливых людей. Главное — себя не предавать. Если ты действительно талантлив, — ты добьешься успеха.
У вас есть образование?
Да. Режиссерское.
Что вы закончили?
Институт кино и телевидения. Сейчас он при Университете культуры и искусств.
Образование важно для художника?
Образование важно для любого человека.
Не загоняет ли университетское образование всех художников под единую систему?
Смотря, как подходить к тому, что дают тебе преподаватели. На мой взгляд, образование все-таки важно для творческого человека. Даже университетские тусовки с людьми, близкими тебе по духу – это очень важный этап не только, как для тебя-художника, но и как для тебя-человека.
Ann Zh, фотограф Анна Зосимова. Стиль: Даша Лагенберг
Режиссерское образование помогает вам сейчас в вашей работе?
Да. Благодаря режиссерским знаниям, ход моих мыслей стал более конструированный.
Как вы думаете, государство как-то должно поддерживать fashion-индустрию?
Конечно, это ведь одна из культурных инициатив. И в этой индустрии очень много талантливых людей.
И поддерживает ли?
Меня лично никогда государство не поддерживало. Может быть, просто никто туда не обращается? Депутаты ведь тоже современные люди. Я вот всегда хотела быть депутатом.
Может, лучше министром культуры?
Думаю, что-то в сфере воспитания.
Какой бы вы закон внесли первым?
Чтобы заброшенные дома отдавали молодежи. Эти пустые дома портятся и, соответственно, портят внешний вид города. А так, молодежь их поддерживала бы.
Как вы оцениваете украинский стиль? Он вообще существует?
Да, конечно. Особенно это заметно в периферии. Например, в Ивано-Франковске молодые ребята очень классно одеваются. С Киевом немного сложнее, — все кто добрался до столицы, становятся одинаковыми.
Украинских модниц часто критикуют за слишком яркую манеру «самовыражаться». Как вы думаете, нам стоит прислушаться к критике и что-то изменить…
Не нужно ничего изменять. Вообще, я считаю, что умный человек никогда не будет паршиво выглядеть. Умный взгляд – вот главная одежда.
Существует ли какая-то дисгармония между внутренним миром человека и его внешней оболочкой? Чему больше уделяют внимание украинцы?
Обсуждению личной жизни других людей. Это огромная проблема. Если бы люди меньше тратили на это время, то счастья и здоровья у них было бы больше.
DressCode (2009). Фотограф: Валерия Лазарева. Стиль: Даша Лагенберг
В одном из интервью вы сказали: «Я очень не люблю то, что высокая мода скрестилась с масс-маркетом, и эта погоня за сверхприбылью мне не нравится», — может подобные коллаборации сделают моду доступней и людей более стильными?
Не стильными, а приближенными к стаду. Высокая мода должна оставаться на своем месте.
Что вы скажете о Mercedes-Benz Kiev Fashion Days?
Я слышала очень много критики по поводу организации мероприятия. Но, я считаю, что сделать fashion в стране, в которой его никогда не было – это огромный труд. Все ведь только пользуются этим словом, совершенно не понимая его значения. Сегодня даже бабушки в маршрутке говорят про fashion. Классно, что у мероприятия будет продолжение. И мне нравится, что Mercedes-Benz совершенно другого формата, нежели Ukrainian Fashion Week.
Как вы думаете, Mercedes-Benz – это закат UFW или в нашей стране будет существовать две недели моды?
Нет, UFW останется для той среды. Сельчанам и светским львицам тоже ведь нужно куда-нибудь ходить. Пускай для телевизора будет, но для эстетики UFW умрет.
Итоги 2011
Главное событие:
В 2011 году я поняла, куда мне двигаться дальше. Осознала, что главное, а что – второстепенное. Я себя идентифицировала.
Событие со знаком «минус»:
Я разочаровалась в людях.
Наибольшее достижение:
У меня все еще впереди. 2011 год был временем, когда я твердо стала на ноги в своем сознании.
Чему научились в 2011 году:
Терпимости.
Фильм 2011 года:
Фильмы Апичатпонга Вирасетакула стали для меня настоящим открытием в прошедшем году.
Книга:
Дорис Лессинг «Хороший террорист» и Тумас Трастрёмер «Траурная гондола», последнему, кстати, в этом году дали Нобелевскую премию. Ну и, конечно, Иосиф Бродский и Чарльз Буковски.
Интервью — Александр Коптев