От первых леди до хайпбистов: история модного Дома Gucci
Скандалы и кризисы постоянно преследовали Gucci – впрочем, так же как и сумасшедший успех. Дом контрастов, о котором сегодня говорят не только модные критики, но и рэперы «новой школы». Мы расскажем, как итальянскому бренду удалось пережить все этапы становления и заразить всех своими идеями.
Об основателе и начале пути бренда
Своим существованием и небывалой популярностью бренд Gucci обязан находчивому итальянскому предпринимателю Гуччио Гуччи. Будущий дизайнер родился 26 марта 1881 года в романтичной и мистичной Флоренции. Неудивительно, что с рождения мальчика тянуло к искусству. Бизнес-жилка ему досталась от отца, который, будучи ремесленником, занимался производством и дистрибуцией шляп. В 23 года Гуччио открывает мастерскую по производству конной упряжи, но из-за разногласий с отцом решает покинуть Флоренцию и отправляется в Англию.
Гуччио Гуччи и его родители
В 1900-х Гуччио переезжает в Лондон, чтобы работать в одном из самых престижных отелей города – «Савой». Работая носильщиком и лифтером, Гуччи смекнул, что аксессуары – важная составляющая статуса человека и, чем он богаче, тем презентабельнее выглядит его чемодан/сумка. Накопив 30 000 лир (довольно большие деньги для того времени), в 1921 году будущий модельер возвращается на родину и возобновляет работу мастерской, но помимо одежды для жокеев и конной сбруи он начинает заниматься кожными изделиями: дорожными сумками и чемоданами.
Гуччио Гуччи в мастерской
В это же время Гуччио познакомился с Аидой Калвелли, которая стала его женой. Вместе они воспитали шестерых детей, каждый из которых, подрастая, помогал отцу в ведении бизнеса. Мастерская была настоящим воплощением всех клише об итальянском семейном деле, и неудивительно, что именно семейство Гуччи послужили прототипом семьи в фильме Мартина Скорсезе «Крестный отец».
Именно Альдо, один из сыновей, в 1933 году придумал логотип из двух переплетенных между собой букв G, означавших инициалы Гуччио Гуччи. Дела у модного дома пошли вверх, и уже в 1937 году предприятие переехало на фабрику. Семья продолжала производить сумки из кожи, а также перчатки. Качество кожи настолько поражало покупателей, что помимо приверженцев практичности и качества клиентами Гуччи стали голливудские знаменитости, королевские особы, первые леди, а о продукции писали в своих романах писатели, подчеркивая, что лучше сумок, чем у Gucci, вы не найдете во всей Италии. В частности, это произошло благодаря решению Гуччи использовать рельефное полотно, которое и сегодня остается основой кожаных аксессуаров бренда.
Стремительное развитие позволило модельеру открыть первый магазин в 1938 году на одной из самых престижных улиц Рима – Via Condotti. 40-е и вовсе стали прорывом для бизнеса: бутики Gucci появились по всей Италии.
Наибольшее влияние на бренд оказывал сын Альдо. После удачного логотипа, который был его идеей, под его руководством начали выпускаться часы, шелковые шарфы и галстуки. Именно благодаря Альдо в 1947 году на свет появилась уникальную модель сумки, которую считают нестареющей классикой. Необычность ее заключалась в бамбуковой ручке. Бамбук в послевоенные кризисные годы был в разы дешевле, чем дерево, но он, как известно, не уступает дереву в прочности. Изначально материал, доставленный из Японии, было трудно изогнуть в форму U, однако мастерам удалось сделать это с помощью термообработки. Вскоре модель с бамбуковой ручкой стала признаком достатка — Жаклин Кеннеди, принцесса Диана, Ингрид Бергман и Грейс Келли появлялись на публике с сумкой Gucci.
Одри Хепберн в магазине Gucci в Риме
После ее успеха Альдо предлагал создавать сумки из простых материалов, например льна. В сложный для Европы военный период, в 40-е гг., он отправляется в США, чтобы представить продукцию американской публике, и добивается успеха. Голливудские знаменитости и жены бизнесменов с Манхэттена влюбились в элегантные сумочки.
Мастерская Gucci, 1953 г.
В 1953 году компания открыла свой первый магазин на Пятой авеню, став одним из первых европейских брендов, которые посягнули на американский рынок. В этом же году из жизни ушел Гучио Гуччи. Модный дом перешел по наследству сыновьям – Альдо, Васко, Уго и Родольфо. Без скандалов и дележки наследства не обошлось. В результате возглавлять Дом поручили Альдо, который также получил 50% акций компании. В 50-х в производство запускают один из нынешних символов модного дома – полосатую тесьму Gucci.
Лайза Минелли с сумкой Gucci
Несмотря на семейные разногласия, в период 60-70-х гг. дела у Gucci идут блестяще. Под брендом Gucci начинают производить духи, часы, женскую одежду, изделия из меха, а также легендарные мокасины на шипованной подошве. Пиковой точки достигает и количество магазинов, которые распространились по разным уголкам мира: Италии, Франции, Англии, Японии и Корее.
Софи Лорен, 1966 г.
Популярностью начали пользоваться шелковые шарфы, ведь девушки того времени хотели походить на Грейс Келли, которая часто носила шарфы бренда, или Одри Хепберн, появившуюся в фильме «Римские каникулы» в шелковом платке.
Первый же показ женской одежды состоялся в 1981 году во Флоренции.
Шелковый платок для Грейс Келли
О кризисе
Знаменитый кризис Gucci выпал на 80-е. Решающим в судьбе Дома годом стал 1983-й, когда после смерти Родольфо Гуччи его акции перешли по наследству к сыну Маурицио. Вскоре Маурицио приговорили к году тюрьмы за подделку завещания. Чтобы избежать наказания, он сбежал в другую страну, но спустя время вернулся в Италию благодаря своему дяде Альдо, который заступился за племянника, доказав его невиновность. Однако против Альдо также были выдвинуты обвинения. В 1986 году его признали виновным в неуплате налогов в казну США.
Бруна и Альдо Гуччи
Никто из семьи не заступился за Альдо, а его собственный сын Паоло даже представил доказательства вины отца суду. Как результат, Альдо отправился в американскую тюрьму. После этого в 1989 году все акции перешли к Маурицио Гуччи, который, однако, не смог справиться с управлением компании и полностью уничтожил репутацию уважаемого бренда. Как и в большинстве случаев, одна из проблем крылась в продаже лицензий. Торговым знаком Gucci владели сотни мелких фирм, в том числе и азиатские, которые законно помещали логотип марки на низкокачественные товары.
80-е стали самыми ужасными в истории Дома. Даппер Дэн, портной, который разрабатывал дизайн логотипов для Gucci, Fendi и Louis Vuitton, отчетливо помнит время, когда контрабандные футболки с логотипом Gucci продавались корейскими и китайскими продавцами на нью-йоркских рынках в середине 80-х. Быстрые продажи стимулировали производство, но далеко не всегда количество переходило в качество. Рисунки наносились с помощью бумажных наклеек и утюга. Чернила не успевали проникать в ткань, а реализация продукции шла быстро и легко.
С этого момента Gucci стали ассоциироваться с брендов контрабандистов, а богатые клиенты и вовсе перестали покупать продукцию марки.
В 1993 году Маурицио, понимая, что компания находится в полной безысходности, как творческой, так и финансовой, продает свою долю инвестиционной компании Investcorp. Именно с этих пор права на бренд Gucci больше не принадлежат семье. В этот момент начинаются семейные баталии, которые вскоре потрясли общество. Жена Маурицио, Патриция Реджани, наняла киллера для убийства бывшего мужа на почве ревности (Маурицио изменял жене с любовницей Паолой Франчини). В 1995 году Маурицио был убит на пороге своего офиса. «Черную вдову», как ее вскоре прозвали, присудили к 29 годам лишения свободы. В заключении также оказались ее сообщники: Савиони, Чераула и подруга-экстрасенс.
В 2011 году Патриции предложили выйти досрочно при условии, что она начнет трудовую деятельность.
Тело Маурицио Гуччи после убийства на пороге офиса в Милане (1995 г.)
О возрождении марки под руководством Тома Форда в 90-х
Новую жизнь модному дому дал американский дизайнер Том Форд, пришедший на пост креативного директора в 1994 году. За свою первую коллекцию в 1996 году он удостаивается звания «Лучший дизайнер года» по версии Совета модных дизайнеров Америки.
С этого момента он прочно закрепился в модной индустрии. Основой его коллекций был порно-шик: постоянные отсылки к эротике и индустрии фильмов для взрослых, провокационные вырезы, длина мини и невесомые ткани, которые, казалось, еще немного – и спадут с модели. Немалую роль в возрождении Gucci сыграл занявший в 1995 году должность СЕО-директора Доменико де Соле. Его грамотная маркетинговая стратегия привела к тому, что бренд вскоре отметил рост продаж на рынке товаров класса люкс.
К сожалению или к счастью, все, что связывало бренд с конным спортом, сводится на нет и на первый план выходит гламур, расточительство и эстетика богатой молодежи 2000-х.
В 1998 году модный дом Gucci попал в Книгу рекордов Гиннесса. Марка отметилась тем, что создала самые дорогие в мире джинсы ценой в 3 134 доллара.
Форд покинул Gucci в 2004 году, на замену ему пришла Алессандра Факкинетти, до этого проработавшая 7 лет в Miu Miu. Однако ей не удалось продолжить развитие бренда, ничего нового в дизайн Форда она не добавила и через год покинула пост.
После нее место креативного директора заняла Фрида Джаннини, работавшая до этого в Fendi, а в 2004 году возглавлявшая отдел аксессуаров Gucci. Она продержалась в этой должности до 2014 года, работая бок о бок со своим супругом Патрицио ди Марко, который в этот же период занимал пост исполнительного директора.
Фрида Джаннини и Патрицио ди Марко
С конца 90-х Gucci Group также приобретает ряд фирм, и уже в апреле 2004 года в нее входили компании Yves Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen и другие. Вскоре их купила французская корпорация Pinault Printemps Redoute (PPR).
Новая эра бренда с Алессандро Микеле
Карьера Алессандро Микеле началась в 90-е в модном Доме Fendi, где он отвечал за аксессуары из кожи. После, в 2002 году, он начал сотрудничать с Gucci – тогда еще под руководством Тома Форда, а уже в 2015 году Алессандро стал креативным директором марки. В 2015 году к Микеле присоединился CEO Марко Биззарри. Вместе они создали успешный коммерческий дуэт, и за первый год сотрудничества Gucci показал рост продаж на 11,5% в сравнении с 2014 годом: до 3.9 млрд евро. Сегодня благодаря Микеле Gucci возглавляет рейтинги самых продаваемых брендов, а его продажи в период с января по апрель 2018 года выросли на 49%.
Модный дом пережил настоящее перерождение, открывая все больше магазинов на азиатском рынке, сотрудничая с современными художниками (вспомнить хотя бы коллаборацию с Игнасио Монреалем, с которым бренд создал несколько муралов и капсул), а также запуская в продажу коллекцию для детей и сотрудничая с миллениалами.
Что касается развития дизайна, то и здесь Микеле показал себя с лучшей стороны. Сравнивая его коллекции в 2015-м и 2018-м, можно с уверенностью сказать, что от ненавязчивых форм и простых сочетаний дизайнер перешел к сложной эклектической стилизации и мистическим идеям (чего только стоят макеты голов и зародыши динозавров, которые модели несли на показе коллекции FW’18/19).
В своем же шоу FW’2020 Микеле и вовсе вышел за рамки привычного показа и перенес бэкстейдж на подиум.
Читайте также:
«Принципы создания одежды вытекают из мужской моды». Вся правда о Рей Кавакубо и Comme des Garçons